Постановка проблемы
Проблема объективности права будет рассматриваться здесь из исходного пункта правового позитивизма*. Я полностью осознаю то, что выражение «правовой позитивизм» весьма многозначно. Позитивизм Бергбома либо Радбруха имеет только отдаленное отношение к позитивизму Кельзена или Харта. Сам Кельзен был охарактеризован другим известным позитивистом, Альфом Россом, как «квази-позитивист». В настоящее время много говорят (на мой взгляд, чересчур много) об «эксклюзивном и инклюзивном правовом позитивизме» как двух различных формах правового позитивизма.
В последующем я буду понимать под правовым позитивизмом теорию либо теории, которые характеризуются посредством двух следующих тезисов: 1) Тезис социальных источников права, согласно которому право есть человеческое творение, имеющее свой исток в социальных фактах и 2) разделительный тезис: не существует необходимой (то есть понятийной или логической) связи между правом и моралью. Из этого следует, что содержание правопорядка может быть исследовано и установлено безотносительно к моральным и политическим ценностям**.
При этом меня интересуют следующие вопросы:
І. Возможно ли реализовать позитивистский идеал свободной от ценностей правовой науки (как это требовали Макс Вебер и Кельзен)?
ІІ. Всегда ли существует правильный ответ на любой правовой вопрос?
Мой ответ на вопрос (I) позитивен; вопрос (II) получает негативный ответ.