1. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации – часть общего правового статуса, установленного Конституцией Российской Федерации, Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» и другими актами законодательства.
Административно-правовой статус гражданина – комплекс прав и обязанностей граждан, закрепленных нормами административного права, а также гарантии реализации прав и обязанностей (охрана законом и механизм защиты органами государства и местного самоуправления).
Правовое положение граждан определяется объемом и характером административной правосубъектности.
Элементами правосубъектности являются:
• административная правоспособность – способность гражданина иметь определенные права, предусмотренные нормами административного права, и выполнять возложенные на него обязанности в сфере государственного управления. Моментом возникновения правоспособности является рождение, а моментом прекращения – смерть;
• административная дееспособность – способность гражданина своими действиями приобретать, а также осуществлять права и обязанности, предусмотренные нормами административного права, и нести ответственность в соответствии с административно-правовыми нормами.
|
|
Виды административной дееспособности: полная – с 18 лет; ограниченная – с 16 лет; частичная – с 7 лет.
На административную дееспособность влияет наличие у граждан определенных заболеваний (душевная болезнь, слабоумие). В силу указанных обстоятельств граждане могут быть признаны частично или полностью недееспособными, а при привлечении к административной ответственности – невменяемыми.
2. В зависимости от механизма реализации права граждан подразделяются на:
• абсолютные (безусловные) права – права, которыми лица пользуются по своему усмотрению, а субъекты власти обязаны создавать условия и не мешать их реализации, защищать их (право на административную жалобу, трудоустройство и т. п.);
• относительные права – права, для реализации которых нужен акт государственного органа (приказ о назначении на должность, лицензия на осуществление определенной деятельности). В зависимости от круга лиц, которым предоставляются права, и оснований их возникновения различают:
• общие права граждан, которые распространяются на все отрасли и сферы управления (например, право граждан на участие в государственном управлении, право на обжалование действий государственных органов и должностных лиц);
• специальные права – права граждан в той или иной сфере или отрасли управления (например, в сфере экономики каждый гражданин имеет право на осуществление предпринимательской деятельности).
|
|
По содержанию выделяют следующие группы прав:
• право на участие в государственном управлении (право на государственную службу, внесение предложений, получение необходимых документов, пресечение противоправных действий и др.);
право на государственное участие, содействие, помощь компетентных организаций (получение организационной, технической, санитарно-эпидемиологической, медицинской помощи и др.);
• право на защиту (основными формами реализации права на защиту являются: административная жалоба, жалоба, защита в административно-юрисдикционном производстве, право на помощь негосударственных организаций).
3. По степени возможности реализации административно-правовые обязанности граждан подразделяются на:
• абсолютные – возлагаются на каждого и не зависят от конкретных обстоятельств (например, соблюдение законов, уплата установленных налогов и т. п.);
• относительные – возникают из правомерных действий, направленных на приобретение прав и пользование ими (обязанности собственника автомобиля – платить налоги, поступающие в дорожные фонды и т. п.).