3. Анализ структуры ассортимента производимой и реализуемой продукции.
Следующим этапом анализа производства и реализации продукции является изучение структуры ассортимента продукции, то есть процентного соотношения планового и фактического производства и реализации каждого наименования продукции в общем объеме, соответственно, производства и реализации по предприятию в целом. Для этого необходимо:
1) Определить процентное соотношение планового и фактического объемов производства каждого наименования продукции в общем объеме, соответственно, производства по предприятию в целом, при этом сравнивая структуры ассортимента в IV квартале со структурой в I квартале отчетного года.
Продукция А:
I квартал: 8000/6500 * 100% = 123%
IV квартал: 5100/6000 * 100% = 85%
Продукция В:
I квартал: 10700/10000 * 100% = 107%
IV квартал: 11000/10800 * 100% = 102%
Продукция С:
I квартал: 75/60 * 100% = 125%
IV квартал: 225/210 * 100% = 107%
Объем производства по предприятию в целом:
I квартал: 18775/16560 * 100% = 113%
IV квартал: 16325/17010 * 100% = 96%
2) Определить процентное соотношение планового и фактического объемов реализации каждого наименования продукции в общем объеме, соответственно, реализации по предприятию в целом, при этом сравнивая структуры ассортимента в IV квартале со структурой в I квартале отчетного года.
Продукция А:
I квартал: 7200/6600 * 100% = 109%
IV квартал: 6100/6000 * 100% = 102%
Продукция В:
I квартал: 10700/10700 * 100% = 100%
IV квартал: 11000/10800 * 100% = 102%
Продукция С:
I квартал: 75/60 * 100% = 125%
IV квартал: 220/210 * 100% = 105%
Объем реализации по предприятию в целом:
I квартал: 17975/17360 * 100% = 104%
IV квартал: 17320/17010 * 100% = 102%
3) Определить абсолютные отклонения долей отдельных наименований продукции в последнем квартале от аналогичных долей в первом квартале.
по объему производства:
Продукция А: 85% - 123% = -38%
Продукция В: 102% - 107% = -5%
Продукция С: 107% - 125% = -18%
по объему реализации:
Продукция А: 102% - 109% = -7%
Продукция В: 102% - 100% = 2%
Продукция С: 105% - 125% = -20%
Анализ структуры ассортимента продукции позволяет, во-первых, оценить значимость отдельных видов продукции с точки зрения их вклада в общий объем производства и реализации продукции, во-вторых, выявить произошедшие за ряд лет структурные сдвиги в ассортименте.