Данная проблема наименее изучена, есть только отдельные наблюдения и рекомендации.
Так, представители точных наук, естественных областей знания требуют от выступающих точных формулировок, тезисов. Для представителей данных профессий необходимо подавать информацию аналитически, расчленять ее. Данная аудитория привыкла к цифровым данным и ожидает, что будут приведены цифры и числа. Как писал П. Мицич, «для технаря четыре цифры доказательнее 1000 слов».
В подобной аудитории обычно наиболее эффективной оказывается дедуктивная подача материала.
Для «технарей», «естественников» необходимо также в выступлении обязательно выходить в гуманитарные сферы, затрагивать смежные гуманитарные проблемы. Есть исследования, которые показывают, что собравшись вместе, фишки могут говорить о физике не более часа, а потом переходят на спорт, искусство, политику и т. д.
Для представителей гуманитарных наук более эффективной оказывается индуктивная подача информации. В такой аудитории не следует злоупотреблять цифрами, аудитория лучше реагирует на сопоставления типа «в два раза больше», «в полтора раза меньше» и т. д.
|
|
Существуют наблюдения над особенностями восприятия вузовских лекций студентами дневного отделения (теми, кто только учится) и вечерниками, для которых главное – работа.
Так вот, «учащиеся» ценят в лекциях эрудицию лектора,
любят проблемность, ждут, что лектор выделит моменты, влияющие на самообразование.
«Работающие» ценят в лекторе умение коротко говорить, ждут от него четкого выделения главного, требуют удобного темпа и ритма, а самообразовательная значимость лекций для них практически не важна.
Проблема учета профессиональных особенностей аудитории требует дальнейшего исследования.