№№ п/п | Традиционные принципы воспитания | Современная система принципов воспитания | Специфика принципов воспитания |
Принцип гуманистической направленности | Последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития. Субъект – субъектные отношения. Эффективно влияет на развитие рефлексии, чувства собственного достоинства, терпимости. Формирование личности. | ||
Принцип природосообразности воспитания | Воспитание должно основываться на научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовывается с законами развития природы и человека, воспитать согласно полу и возрасту | ||
Принцип культуросообразности воспитания | Воспитание основывается на общечеловеческих ценностях культуры, и строиться в соответствии с ценностями национальных культур. | ||
Принцип коллективности воспитания | Воспитание в коллективах даёт ребенку опыт жизни в обществе, опыт взаимодействия с окружающими. Приобретение опыта адаптации и обособления в обществе. | ||
Принцип незавершаемости воспитания | Признание каждого возрастного этапа развития человека самостоятельными индивидуальной и социальной ценностями. | ||
Принцип дополнительности в воспитании | Рассматривать воспитание как один из социальных институтов. Рассматривать социальное воспитание как совместность взаимодополняющих процессов социального опыта, воспитывающего обучающегося, создающих условия для развития природных задатков. |
Задание №6.
|
|
· Используя основную и дополнительную литературу к практическому занятию, ответьте на вопросы:
- Раскройте аксиологическую характеристику личности.
- В чём заключена сущность мотивационно-ценностного отношения личности?
- В чём проявляется взаимосвязь принципов воспитания и обучения в педагогическом процессе?
Контрольные вопросы
1. Объясните, почему в педагогической литературе имеются различные трактовки понятия воспитания.
2. Назовите общие признаки воспитания как социально-педагогического явления.
3. Как соотносятся понятия "развитие", "воспитание", "социализация" и "инкультурация"?
4. В каком соотношении понимают в педагогике термины "обучение" и "воспитание"?
Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления – социальный или педагогический – представляется исследователю наиболее значимым.
Если рассматривать воспитание как общественное явление, то его следует определять как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общества, результатом которого выступает культурно-историческая преемственность поколений. Воспитание как общественное явление– это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности в обществе.
|
|
Воспитание как педагогическое явление – это целенаправленный, системно организованный процесс, реализуемый специально подготовленными людьми (педагогами) в различных типах образовательных учреждений и ориентированный на освоение личностью норм и правил поведения, принятых в обществе.
Соотношение этих составляющих определяет специфику и потенциалы того или иного элемента: поля среды, то есть сферами жизнедеятельности человека, где он расходует свои фундаментальные ресурсы (время и энергию).
Социокультурная ситуация — это окружающие человека материальные, социальные, институциональные и духовные условия его формирования, развития и самореализации.
Сопоставление понятий «социализация» и «воспитание» показывает, что они оба включают в себя освоение нравственных норм. Но социализация направлена, прежде всего, на развитие духовного здоровья общества, а воспитание - на развитие духовности в личности.
Многие исследователи подчеркивают, что поскольку под обучением подразумевается научение некоторому содержанию, то оно тем самым формирует свойства личности. Знающий человек, умеющий человек - это характеристика свойств личности. Кроме того, обучение знаниям и способам деятельности при условии их значимости для личности развивает ее нравственные, волевые и эстетические чувства. Следовательно, обучение есть вместе с тем и воспитание. В свою очередь, воспитание в любом его смысле означает формирование не только свойств личности, но и знаний, умений.
Обучение и воспитание как факторы развития личности содержат сходные черты и элементы. Это обусловлено тем содержанием, которое предлагается учащимся для активного усвоения. Основой различия обучения и воспитания является то, что в первом случае акцент делается на усвоении знаний и способов деятельности, а во втором - на интериоризации социальных ценностей, формировании личностного отношения к ним.
Неизбежность воспитывающего влияния обучения обусловлена, прежде всего, тем, что оно ориентировано на человека как целостную личность, либо восприимчивую к воздействиям, либо отвергающую их. Обучающие воздействия накладываются на эмоциональный строй личности, соответствующий или не соответствующий им. Только в первом случае обучение становится личностно значимым и, следовательно, воспитывающим и личностно-развивающим.