1. Виды воспитания классифицируются по видам различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание; по институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях, стилям взаимоотношений воспитателей и воспитанников
2. Установить в порядке соподчинения следующие компоненты воспитательного процесса:
1) содержательный,
2) диагностический,
3) целевой,
4) аналитико-результативный,
5) операционно-деятельностный
целевой – содержательный - операционно-деятельностный- диагностический- аналитико-результативный.
- Развитие личности — это:
1) становление человека как социального существа;
|
|
2 ) процесс количественных и качественных изменений, унаследованных и приобретенных свойств и качеств;
3) процесс количественных изменений в организме;
- Движущие силы воспитательного процесса - это:
- противоречия между требованиями общества и потребностями личности;
- различные виды воспитательной деятельности;
- разрешаемые противоречия, возникающие в процессе воспитания
5. Найдите соответствие:
1. для чего воспитывать? | 1. методы, приемы воспитания |
2. что воспитывать? | 2. содержание воспитания |
3. как воспитывать? | 3. цель воспитания |
1-3; 2-2; 3-1.
Самостоятельная работа.
Задание № 1.
● Выпишите основные понятия теории воспитания:
Воспитание как специально организованная деятельность определяется как ценностно-смысловое взаимодействие педагога и воспитанника, при кото-ром совершенствуется каждый из них. Результатом такого воспитания ста-новится деятельная активность воспитанника как форма утверждения цен-ностных установок субъекта
Формирование процесс, направленный на определенные изменения в человеке (появление физических и личностных новообразований) и ведущий к завершенному результату;
Развитие процесс поступательного движения личности, которое определяется внутренними (физиологическими, психическими, наследственно-биологическими) противоречиями и внешними (экологическими, социокультурными и др.) факторами.
Задание 21.
· Изучите текст и дополнительные источники, составьте конспект сообщения по темам:
Многозначность термина воспитания.
Характеристика процесса воспитания: сущность, особенности, подходы.
|
|
Закономерности и принципы воспитания: определения, характеристика, связь.
Смена парадигм воспитания в современной системе образования России. Гуманистическая педагогика.
Разнообразие трактовок понятия «воспитание» связано с тем, какой аспект данного явления – социальный или педагогический – представляется исследователю наиболее значимым.
Если рассматривать воспитание как общественное явление, то его следует определять как сложный и противоречивый социально-исторический процесс вхождения подрастающего поколения в жизнь общетва, результатом которого выступает культурно-историческая преемственность поколений. Воспитание как общественное явление– это объективно существующий и реализуемый в соответствии с конкретно-историческими условиями способ подготовки подрастающего поколения к полноценной жизнедеятельности вобществе.
Формулирование основных идей (принципов) создания воспитательной системы сообразно поставленной цели, определение системообразующих видов деятельности и основных путей организации жизнедеятельности школьного коллектива. Деятельность педагогов, учащихся и их родителей целесообразно интегрировать в так называемые педагогические (воспитательные) комплексы (В. А. Караковский), рассматриваемые как совокупность научно обоснованных и практически выверенных воспитательных средств и организационных форм, применяемых с учетом общей системы, всего многообразия условий и факторов воспитания. По сути, в этих комплексах концентрируются все аспекты процесса воспитания, в результате чего он становится целостным.
Предметом теории и методики воспитания являются закономерности и принципы воспитания, его цели, содержание, методы, формы, средства и результаты.
Закономерности воспитания – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между отдельными сторонами и явлениями воспитательного процесса.
Выделение той или иной закономерности обусловлено как тенденциями развития общества, так и характером развития педагогической науки. Кроме того, на одном и том же историческом отрезке различные ученые могут трактовать их по-разному. Поэтому при анализе данной категории будем исходить из выделения внешних и внутренних закономерностей воспитательного процесса.
Внешние закономерности характеризуют зависимость воспитания от общественных процессов и условий: социально-экономической и политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровне ее воспитанности. В обобщенном виде их можно сформулировать следующим образом: цели, содержание и методы воспитания всегда носят социально обусловленный характер, отражая требования общества к уровню воспитанности личности.
Объективный характер закономерностей как методологических основ Внутренние закономерности характеризуют связи между: компонентами воспитательного процесса ( целями, содержанием, методами, средствами и формами); характером деятельности педагога и деятельностью воспитанников; отношением воспитанника к воспитательному процессу и эффективностью его результатов. Среди внутренних закономерностей воспитательного процесса можно выделить следующие:
• воспитание всегда связано с обучением;
• цели, содержание, методы, формы и средства воспитания закономерно связаны между собой, поэтому изменения одного компонента ведут к изменениям других структурных компонентов воспитательного процесса;
• эффективность воспитательного процесса закономерно опосредуется оптимальным выбором методов, форм и средств воспитания, проводимым на основе учета объективных и субъективных факторов, характерных для данной личности или группы лиц;
|
|
• чем активнее участвует личность в воспитательном процессе, тем успешнее он осуществляется;
• воспитательный процесс считается эффективным, если в ходе его организации нравственные понятия, привычки поведения и нравственные чувства личности формируются в неразрывном, целостном единстве.
воспитания выражается в том, что они присутствуют в воспитательном процессе всегда, независимо от того, известно ли о них педагогу, ориентируется ли он на них в ходе своей деятельности или нет. Практические указания, направленные на разъяснения того, как должен работать педагог, чтобы эффективно реализовывать закономерности воспитания в ходе своей профессиональной деятельности, излагаются в принципах (правилах) воспитания – положениях, в которых выражены основные требования к содержанию и методам организации воспитательного процесса. Эти требования таковы:
– обязательность, означающая, что, если педагог не будет соблюдать принципы воспитания в своей профессиональной деятельности, воспитательный процесс не будет эффективным;
– комплексность, выражающаяся в том, что принципы воспитания надо использовать не поочередно и изолированно друг от друга, а в целостном и неразрывном единстве;
– равнозначность, означающая, что среди принципов нет деления на главные и второстепенные.
В современной педагогической теории не выработано единства взглядов на выделение принципов воспитания, однако чаще других называют следующие: персонификация, природосообразность, культуросообразность, гуманизация, дифференциация. Принцип гуманизации (от лат. humanus – человеческий, свойственный человеку, человеколюбивый) был заложен в наследии величайших философов и педагогов древности: Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля.
На современном этапе принцип гуманизации основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребенка на свободное развитие и проявление своих способностей. Реализация этого принципа требует от педагога: 1) уважения прав и свобод воспитанника; 2) предъявления ему посильных и разумно сформулированных требований; 3) уважения к позиции воспитанника даже тогда, когда он отказывается выполнять предъявляемые требования; 4) уважения права воспитанника быть самим собой; 5) доведения до сознания воспитанника конкретных целей его воспитания; 6) ненасильственного формирования требуемых качеств; 7) отказа от телесных и других наказаний, унижающих честь и достоинство личности; 8) признания права личности на полный отказ от формирования тех качеств, которые по каким-либо причинам противоречат ее убеждениям (гуманитарным, религиозным и др.); 9) оптимистической стратегии в определении воспитательных задач; 10) предупреждения негативных последствий в процессе педагогического воздействия; 11) учета интересов воспитанников, их индивидуальных вкусов, предпочтений, пробуждение новых интересов.
|
|
Задание №3.
· Сопоставьте два взгляда на человека, его поведение, определите свое отношение, свою позицию. Сделайте вывод о том, каким должно быть воспитание в соответствии с позицией Б.Скиннера и К.Д. Ушинского.
Форма представления результата: резюме (текст).
1) «Хорошо сформированная цивилизация — это совокупность факторов подкрепления. Члены этой цивилизации ведут себя таким образом, чтобы поддержать личность, давать ей возможность преодолевать всякого рода неожиданности и изменять ее...с помощью факторов подкрепления» (Скиннер Б. Утопия и человеческое поведение).
2) «Теория удовольствия и неудовольствия, наслаждения и страдания — это старая сенсуалистическая теория... ложна в самом своем основании... Жизнь души, не порывающая сама себя, может состоять только в деятельности не для добывания удовольствий, а для самого дела. В такой деятельности и удовольствия и неудовольствия нейтрализуются, и на их место выходит жизнь — горящая, пламенная, сыплющая вокруг искры; человек мыслящий...берет самый этот источник жгучих и блестящих искр» (Ушинский К.Д. Собр. соч. — Т. 10).
Задание №4.
· Прочитайте текст. Выделите существенные черты воспитания. Форма отчета: резюме.