Лучше всего наличие этой проблемы демонстрируют современные учебники по обществознанию

Тема из курса «Ведение в обществознание» «Гражданин. Государство. Право», которая «закладывает основы знаний, необходимых для формирования человека-гражданина, ориентирует на утверждение правового гос-ва, воспитание гражданственности» (цитата).

На изучение этой темы отводится 7-8 уроков, есть детальное планирование и перечень основных понятий, среди которых слова «патриотизм» я не встретила.

Школьный курс. Учебники под ред. Л.Н.Боголюбова.

7-й класс: Тему патриотизма освещает Глава 2 “Человек и закон”.

В параграфе №8 “Защита Отечества” сказано, что “долг и обязанность защищать Отечество распространяется на любого гражданина России, и это не только обязанность, но и важнейшее нравственное требование, патриотический долг каждого гражданина”. Дальше в этом параграфе говорится о регулярной армии, военной службе, в частности о призыве, обязанности явиться по повестке куда надо, о необходимости готовить себя к исполнению воинского долга, перечисляются общие обязанности военнослужащих. И всё в этом же контексте - долг, опасность, трудности и т.п. (Разделы “Готовь себя к исполнению воинского долга”, “Учимся быть мужественными”

8-й класс:

Патриотизм обсуждают уже в главе “Сфера духовной культуры”, тема “Мораль”, раздел “Основные ценности и нормы морали”.

Цитаты: “К высшим моральным ценностям относятся гражданственность и патриотизм.”

“Все люди живут в каком-либо государстве, в своём большом доме. Наш большой дом - Россия, величайшая страна мира.”

Быть гражданином - это значит быть человеком ответственным, обременённым (!) благородными обязанностями, которые закреплены в нашей Конституции. … Высшим проявлением гражданственности является патриотизм - высокое, сокровенное чувство любви и преданности Отечеству. (...) Главное проявление любви есть бескорыстное служение”. И далее: “Как же всё-таки следует проявлять свою любовь к Отечеству?“ Ответ: ”Честно исполнять свой долг гражданина, прилагая к этому все возможные усилия. И при этом ясно понимать: долг перед Отечеством оплачивается всей жизнью, иникогда не может быть оплачен полностью. ”(!)подчёркнуто мною.

(стр.41, всего- неполная страница текста о гражданственности и патриотизме )

Так это долг или это любовь?!

Эти вещи не совпадают, они не тождественны, одно не вытекает из другого. Можно ли обязать любить? Заставить любить? Можно ли долг ставить впереди любви? (именно в этом контексте)

Это серьёзный повод для разговора, и он может быть интересен детям.

Повод для размышления: в 1991 году десятки миллионов граждан и патриотов своей страны оказались в других странах, никуда не уезжая. Теперь они граждане других стран, но большинство из них остаются патриотами России. Это наши соотечественники. Несмотря на то, что некоторые из этих стран, новые их родины, проявляют открытую враждебность по отношению к России (Литва, Латвия, теперь и Украина).

С другой стороны, есть много граждан России, ставших таковыми в силу конъюнктуры или обстоятельств их жизни - бизнес, женитьба/замужество и т.п., и которые остаются патриотами своих стран -Турции, Таджикистана, Китая, Киргизии и других, где они родились и выросли, где их родители и могилы предков. Никто не может заставить их любить Россию больше, чем свою Родину, несмотря на их новое гражданство. Россия никогда и не проводила такую негуманную политику в отношении них. А результат?...

Таким образом, гражданство – это, в первую очередь, правовая связь гражданина и государства. А современное понимание гражданственноcти сводится к единству правовой, политической и нравственной культуры.

Патриотизм, в отличие от гражданственности, это то, что духовно связывает людей и скрепляет страну. Он зарождается у человека сначала как чувство, а потом формируется как идея. Как известно, идеи нематериальны, они возникают в сознании людей в зависимости от того, что видят они вокруг себя, какие отношения они имеют с другими людьми, с институтами власти и пр. Конечно, несправедливость, ложь, злоупотребления – всё это существует и явно противоречит развитию духа патриотизма. Проблем много, и об этом тоже можно откровенно беседовать с детьми.

Как можно говорить о патриотизме с детьми?

Я считаю, что патриотизм вообще не надо воспитывать. Объясню:

Патриотизм - это любовь. К счастью, в учебнике есть эта фраза: «На самом деле патриотизм- это любовь…» Можно исходить именно из этого.

Это естественное, врождённое, как было сказано выше, чувство.

Э. Фромм, который написал целое исследование о природе любви, определил ЛЮБОВЬ как «единство с кем-то или чем-то вне самого себя при условии сохранения отделённости и целостности собственного Я. Именно переживание общности, причастности позволяет полностью раскрыться собственной внутренней активности.»

Ребёнок любит по факту принадлежности.

Пример: я люблю свою маму, как и абсолютное большинство нормальных людей. Означает ли это, что я плохо отношусь к вашей матери? Нет, просто у меня есть своя мама, и я люблю именно её. Это естественно и не требует объяснений. Любить свою Родину – это так же нормально, и это не несёт никакой угрозы кому-либо или чему-либо. (Это к вопросу о том, почему так обеспокоились наши «друзья и партнёры» за границей по поводу возрождения патриотического духа в России).

Тут к месту будет вспомнить и великого педагога Песталоцци (1746-1827 г.г.), который самой важной составляющей воспитания считал нравственную основу. А первым ростком нравственности, первоначальным элементом гуманистических чувств человека, по его утверждению, является самое первое и самое естественное чувство человека – доверие, любовь к матери. При помощи воспитания круг объектов детской любви постепенно расширяется (мать – братья и сёстры – учителя – школьные товарищи – народ).

Схема

Я – РОД ИТЕЛИ – РОД – НА РОДРОД ИНА

По мере взросления принадлежность к народу, к Родине мы ощущаем и осознаём через культуру и историю. Через язык! (доп. устно -К.Д.Ушинский о языке)

(Почему мы сейчас в таком положении? Откуда эти разрушения в духовной сфере?)

Ещё в сентябре 2012 года В.В. Путин на специальном совещании по вопросам патриотического и духовного воспитания отметил, что «Культурное самосознание, духовные, нравственные ценности, ценностные коды — это сфера жесткой конкуренции, порой открытого информационного противоборства и уже точно хорошо срежиссированной пропагандистской атаки. И это никакие не фобии, ничего здесь не придумываю, так это и есть на самом деле».

Президент РФ напомнил, что «искажение национального исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целые государства», а единственным фундаментом, на котором нужно строить будущее страны, является патриотизм.

Чтобы дети выросли патриотами, нужно не придумывать, что нам делать,

а знать, чего делать нельзя! Нельзя так преподавать детям историю!

История должна быть не хорошая или плохая, а подлинная, достоверная, очищенная от искажений и пелены уничижительных мифов о собственной стране.

Например, в учебнике истории, которые в 90-е годы навыпускал фонд Сороса, битве под Сталинградом посвящены скудные абзацы, зато высадке союзников в Нормандии- целые главы. Много этих примеров - просто почитайте школьные учебники по истории. Выросло целое поколение людей, которым глубоко безразлична история собственной страны.

NB: Восточная мудрость: «Хочешь победить врага - воспитай его детей»

Надо понимать: в 20 веке на долю России выпало множество испытаний – несколько революций, две разрушительные мировые войны и их последствия, локальные войны, целых три государственных строя. Естественно, всё это усиливало старые и порождало новые расколы в обществе. Надо понимать это и говорить об этом детям!

А ведь к началу 20 века Российская империя развивалась так стремительно, что вошла в пятёрку самых развитых экономик мира, а по темпам роста так и вообще была первой. Дмитрий Иванович Менделеев прогнозировал, что к середине 20-го века население России будет 300 млн. человек, а к началу 21-го – 600 млн. человек. Революции, войны, геополитическое противостояние сделали это невозможным.

«Школьным учителям принадлежит власть, о которой премьер- министр может только мечтать»

Уинстон Черчилль

{ Для более подробного обсуждения с детьми проблем трактовки русской истории я предложила бы такой пример: Иван Грозный – тиран, деспот и палач. Таким предстаёт он и в русском, и в западном сознании. Есть кино, есть художественное полотно, есть даже мультики - все это знают! Историк Скрынников, например, посвятивший несколько десятилетий изучению его эпохи, доказывает, что при Иване Грозном (правил с 1547 по 1584 г., т.е. 37 лет!) в России осуществлялся «массовый террор», в ходе которого было уничтожено около 3 – 4 тысяч человек. Это есть и в школьном учебнике. Простое любопытство, здравый смысл и логика вызывают вопрос: а что это было за время?

Как жили тогда люди в соседней Европе, какие были нравы, что за события там происходили? Простейший сравнительный анализ, основанный на имеющихся фактах и доступный даже пятиклассникам, даёт такую картину: западноевропейскими современниками Ивана Грозного были испанские короли Карл V и Филипп II, король Англии Генрих VIII и французский король Карл IX.

23-го августа 1572 г. Карл IX лично принимал участие в событиях Варфоломеевской ночи, когда было зверски убито более 3 тыс. гугенотов только за то, что они были протестантами. За одну ночь, а не за 37 лет! «Ночь» имела продолжение, и «в общем во Франции погибло тогда в течение двух недель около 30 тысяч протестантов».

В Нидерландах, находившихся тогда под властью Карла V и Филиппа II, “число жертв … доходило до 100 тысяч. Из них было сожжено живьём 28 540 человек.”

В Англии Генриха VIII только за бродяжничество вдоль больших дорог было повешено 72 тысячи бродяг и нищих.

В Германии при подавлении крестьянского восстания 1525 года казнили более 100 000 человек. И так далее...

Один шестиклассник рассказал нам в классе, как в Малаге (Испания) посетил с родителями музей пыток (экскурсия). Такую технику, такие машины никакая русская дыба не заменит. Потрясающая изощрённость и изобретательность. Про «звериную» иванову жестокость после этого разговаривать не хочется. }

Что касается культуры... Это отдельная обширная тема, можно много говорить... материала достаточно. О разрушениях в этой области даже не спорят, просто констатируют это.(молодёжь приучили Запад считать эталоном, сравнивать себя с Западом (Голливуд, Евровидение, МТV и пр.)

В Академии образования это давно понимают.

Приведу лишь отрывок из доклада на заседании РАО:

Председатель Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК Министерства образования и науки РФ, академик РАО Фельдштейн Д.И. сказал:

“Именно в этот возрастной период формируется жизненная, социальная позиция растущего человека, входящего в юность, во взрослость. Период, в котором особенно зримо видны наши промахи в образовании, воспитании, что проявляется во многих фиксируемых фактах.

В частности, в таком специфическом тревожном случае, когда один старшеклассник выложил в социальной сети следующий пост: «Если завтра начнется война — я немедленно сдамся в плен», чем вызвал массу восторженных откликов. Что перед нами — эпатаж? Возможно. Однако, по данным различных социологических опросов, более половины опрошенных старшеклассников готовы уехать из России при первой же возможности.

То есть речь идет о нравственных установках, которые формируются не только нашумевшим телесериалом «Школа», но и многочисленными публикациями СМИ, недопустимыми сценами, демонстрируемыми Интернетом и телевидением.

Как справедливо заметил Вуди Аллен, «у нас мусор уже не выбрасывают, его перерабатывают в телевизионные шоу.

Все это происходит на фоне деградации воспитательного компонента в образовании, в которое внедрился экономический термин «образовательная услуга», превращающий образование из высочайшей обязанности общества и важнейшей его ценности в «услугу».

Дети должны иметь возможность гордиться своей страной, своей принадлежностью России!

Это очень важный аспект: проявлять любовь (особенно подросткам) гораздо легче, когда есть гордость за свою страну.

(доб. ссылки «Чем может гордиться Россия)

Государство обязано заботиться о воспитании патриотизма,

совершенствовать свою государственную политику в области патриотического воспитания. Это делают все страны! Было бы интересно проанализировать, как, например, воспитывают американский патриотизм.

Государственная власть в России закономерно ставит своей задачей всестороннюю поддержку патриотического воспитания, ведь на идее патриотизма основывается всякая государственность, а воспитание патриотизма - это вопрос существования государства.

Ещё одна объективная причина (психологический аспект): в силу возраста подросткам необходимо найти ответы на значимые вопросы.

Я сошлюсь на материалы Новиковой Галины Викторовны, преподавателя психологии ФПО МГУ:

Подростковый возраст – это этап онтогенеза между детством и ранней юностью

(от 11-12 до 15-16 (17-18 лет)

ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

v Отделение от родителей и приобретение психологической самостоятельности;

v Определение своего места в среде сверстников;

v Расширение ролевого репертуара, преодоление размытости и неопределенности ролевой структуры личности;

v Установление гармоничных отношений с представителями противоположного пола;

v Профессиональное самоопределение;

v Движение к осознанию своего предназначения, поиски «смысла жизни»

Сложность этого возраста: решение всех задач одинаково важно!!!

ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Физиологи обнаружили, что на 13-ом году жизни у ребенка-подростка происходит быстрое (скачкообразное) изменение типа электрической активности мозга.

Детский тип электрической активности уступает место взрослому типу (система синхронизации – десинхронизации ритмической электрической активности разных отделов головного мозга)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

-Становление избирательности, целенаправленности восприятия;

-Становление устойчивого произвольного внимания и логической памяти;

-Формируется абстрактное, теоретическое мышление, опирающееся на понятия, не связанные с конкретными представлениями;

-Развиваются гипотетико-дедуктивные процессы, возможность строить

сложные умозаключения.

РАЗВИТИЕ САМОСОЗНАНИЯ

Основное психологическое новообразование подросткового возраста – чувство взрослости.

Это особое переживание!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: