Введение. Карл Густав Юнг (1842 — 1896 гг) создал учение о шестнадцати психологических типах, которое он и

Гиппократ (460 — 377гг до н. э.) выделял четыре типа темперамента: сангвиники, флегматики, холерики, меланхолики, объясняя различия соответствующим преобладанием в человеке крови, слизи, желтой желчи и черной желчи. Он различал их по строению тела, по поведенческим и эмоциональным реакциям.

Карл Густав Юнг (1842 — 1896 гг) создал учение о шестнадцати психологических типах, которое он использовал в своей работе психиатра.

Эрнст Кречмер (1888 — 1964гг) описал, что люди с разной конституцией болеют разными заболеваниями. Он выделил три типа телесной организации: пикник, атлет и астеник.

Уже в 50-х годах двадцатого века на основе учения Юнга американские психологи Катарина Бриггс и Изабель Майерс (мать и дочь) создают службу трудоустройства демобилизованных из армии солдат, учитывая их психологические различия. В то время появился индикатор типов Майерс — Бриггс.

А. Личко, К. Леонгард и А. Галин очень точно описывают 15 акцентуаций характеров, которые в настоящее время широко используются психотерапевтами и фактически являются крайними вариантами нормы соответствующих психологических типов.

Аушра Аугустинавичуте — экономист, социолог, организовала инициативную группу по развитию и практическому применению психологической типологии К. Г. Юнга. Сейчас она работает в Вильнюсе.

В 1994 году вышла очень популярная книга Екатерины Филатовой «Соционика для вас», создавшая «бум» в распространении идей К. Г. Юнга и А. Аугустинавичуте.

В 1997 году вышла замечательная книга В. В. Гуленко и В. П. Тыщенко «Юнг в школе».

Каждое издание создается под уклоном: для социологов, для школы, для менеджеров и руководителей, для любознательных, для «отдела кадров». Я сам врач — психотерапевт и данный труд предназначен для тех, кто лечит. Прежде всего для психотерапевтов и тех, кому они помогают. Насколько я знаю, это первая работа, написанная человеком психологического типа «Психолог». Она является не столько авторским трудом, сколько реферативной работой, хотя есть и авторские идеи. В пособии, так или иначе, использована вся доступная литература по соционике и психологическим типам, а также многолетний личный опыт.

У каждого человека в жизни бывают трудности в понимании того, что происходит в самом себе, в отношениях с близкими людьми и коллегами на работе. Миллионы семей испытывают серьезные трудности во взаимопонимании и в материальном положении. Почти половина образовавшихся семей распадаются, а 70 процентов людей в браке не считают себя счастливыми.

Существуют прекрасные, эффективные психотерапевтические методики для гармонизации личности. По сути, психотерапия становится частью национальной культуры и это — замечательно. Типоведение тоже создано для гармонизации личности, семьи, коллектива. Оно не противоречит культуре, но является принципиально отличным от «трансформирующих» методик. Более того, знание типов поможет подобрать оптимальные методы психотерапии, обучения и реализации через труд для каждого человека определенного типа.

У него есть и недостатки. Один из них — типоведение не учитывает ни уровень культуры — духовного развития, ни уровень интеллекта. Поэтому в рамках каждого типа могут быть и гении — и посредственности, и преступники — и герои. Здоровье, отношения между людьми с разными типами тем лучше, чем лучше культура, физическое и душевное здоровье.

Это учение предполагает деление людей не по полу, не по темпераменту, не по классовому происхождению, а по психологическим характеристикам. Так же, как растения могут хорошо жить вместе, помогать друг другу (морковь и лук), или наоборот, убивать друг друга (гвоздика и роза), как животные могут помогать или уничтожать друг друга (волк и собака), так и разные психологические типы людей по-разному взаимодействуют и сотрудничают. К сожалению, нередко несовместимые люди из-за непонятности, загадочности тянутся друг к другу, женятся, а жить вместе не могут, или же живут, как пленники. В таких случаях просто необходимо научиться понимать друг друга.

Каждый человек воспринимает реальность не так, как другие. Кроме различий в остроте восприятия органами чувств существуют и психические различия. Глубина человеческого мышления достигается за счет его специализации, то есть за счет сужения осознавания отражения мира. Иначе говоря, отдельные проявления окружающего мира отражаются психикой каждого типа с разной степенью осознанности. И каждый индивид глубоко и осознанно отражает какие-то стороны окружающего мира больше, чем другие. При этом сильные стороны личности будут определять и его слабые места. Это значительно усложняет общение, взаимопонимание между людьми. Так что люди, разговаривающие на одном языке, для взаимопонимания могут нуждаются в переводчике. Чем больше непонимание себя и окружающих людей, тем больше проявляется невротизация личности. Чтобы уменьшить ее, важно научиться понимать особенности самого себя и значимых людей. Чтобы помочь вам в решении физических, личностных, межличностных проблем, предлагается, осознав личностный тип самого себя и ваших близких, гармонизировать себя и свои отношения. Изменяя отношения, вы с пониманием и любовью изменяете свой мир, свою реальность! Вы — творец!

Что даст знание личностного типа для вас и для ваших близких:

Во-первых, вы сможете объяснить причины своих слабостей, проблем и узнать то, как лучше к ним относиться и как лучше развивать в себе нужные вам качества. Вы сможете узнать также, какие именно качества целесообразно развивать и как это делать. Это важно и для развития личности в целом и для укрепления здоровья. Вы становитесь богаты, как духовно, так и материально. Развиваете в себе как логику, так и эмоциональность, как чувственность, так и способность делать деньги, как волю, так и интуицию времени, как эстетику, так и интуицию возможностей. Развивая одновременно в себе способности, вы становитесь цельной личностью — самим собой, без внутренних конфликтов и противоречий. А это важно для гармонии как во внутреннем мире, так и во внешнем.

Во-вторых, можно понять, почему разные люди воспринимают, думают и поступают по-разному. Это важно для принятия людей такими, какие они есть, для индивидуального подхода к разным людям.

В-третьих, можно осознать причины сложностей в отношениях со значимыми вам людьми, а также конкретные пути улучшения этих отношений.

В-четвертых, так как многие неврозы, психозы, хронические заболевания связаны с некоторой несовместимостью типов, то можно найти способы коррекции отношений и здоровья.

В-пятых, вы сможете узнать типы тех людей, с которыми вам целесообразно общаться, дружить или даже вступать в счастливый, надежный и плодотворный брак. Общаясь с людьми этого типа, вы становитесь удачливее, увереннее, ваше здоровье и жизнь становятся лучше. Однако, я советую выбирать спутника жизни не по расчету психологических типов, а по любви. Брак — дело очень тонкое. Он определяется множеством факторов: программа судьбы, интеллектуальный уровень развития, физическое и душевное здоровье, психологические типы родителей и т.д.

В-шестых, зная психологический тип, можно точнее выбрать наиболее подходящую профессию.

В-седьмых, для формирования эффективного производственного коллектива. И т.д.

Следует отметить, что не всегда легко определить тип человека. Это труднее, чем узнать дату рождения для гороскопа или посчитать цифры в нумерологии. Однако, результаты использования учения типов колоссальны и ради них стоит потрудиться.

Ваши исследования типов могут в ряде случаев оказаться недостоверными из-за следующих причин:

1. У человека может не быть никаких особенностей в характере (ни рыба, ни мясо).

2. Если, например, у ребенка, еще нет возможности проявлять себя, как личность.

3. Если личность очень гармоничная, вобравшая в себя характеристики множества типов, которые проявляются в разных ситуациях по-разному.

4. Страх оказаться «прозрачным» для окружающих.

5. Мнительность: «А вдруг я ошибаюсь?»

Вероятно, есть и другие причины трудностей определения.

Понятно, что ошибка в определении совместимости чревата неприятными последствиями, особенно в объединении супружеской пары. Однако без понимания психологических типов ошибок в жизни делается еще больше. Чем могущественнее знание, тем легче может оно спасти или погубить. Поэтому вам предлагается — кодекс.


Кодекс

1. Береги болевую точку — место наименьшего сопротивления. Мы узнаем ее не для того, чтобы давить на нее, а для того, чтобы не задевать. Еще лучше, если, не требуя от человека того, что ему не дается, ты замещаешь его слабые способности. Если и можно развивать слабые способности личности, то лучше личным примером.

2. Определение типа — интимное личное дело самого человека. Выдавать свое мнение о типе человека допустимо только в ответ на прямой его запрос, отвечать на который ты вправе отказаться. Никогда не настаивай, чтобы с тобой поделились какой-то личной информацией. Кроме того, никогда не передавай ее кому-нибудь еще. Не дуализирован — не типируй вслух. Сапожник должен быть в хороших сапогах. Hедуализированный видит мир через свою незрелость, в надежде встретить дуала, которого ждет.

3. Типоведение важно понимать. Для этого особенно тщательно изучи способности — функции, их взаимосвязи в модели личности. Способность чувствовать их — основа успеха.

4. Относись с уважением к каждому мнению, но делай скидку на то, что информация не может быть преподнесена так, чтобы угодить всем 16 типам. Если нашел что-то ценное, что лучше написанного здесь — выскажи автору лично или в письме.

5. Не строй из себя телепата. Способность быстро понимать сущность людей не делает тебя ясновидцем. Лучше займи позицию человека, который живо интересуется людьми, чтобы помогать прежде всего себе, а потом уже и им.

6. Помни, что ты изучаешь психологические типы для себя.Это твои проблемы в отношениях к себе и людям создали интерес к изучению типов. Даже помогая людям, радуясь результатам, ты решаешь, прежде всего, свои проблемы.

7. Разговаривай с людьми на понятном для них языке, без психологических терминов.

8. Сопротивляйся искушению блистать перед людьми своими знаниями, чтобы не превратить искусство понимать людей в дешевую игру.

9. Не верь мнению о типе тех, кто не развил в себе дуала — они, скорее всего, ошибаются.

Дуал — человек идеально дополняющего меня психологического типа.

10. Никогда не исключай возможности ошибки, что предположение о типе исследуемого человека неверно. Лучше рассматривать это предположение как рабочую гипотезу.

11. Свои проблемы решай сам.Не жди, чтовдруг появится дуал, который навсегда разрешит твои проблемы. Больше общайся с членами своей квадры. Но главная твоя задача — воспитать их способности в себе. /Квадра — четверка наилучшим образом дополняющих друг друга типов/.

12. Держи психологическую дистанцию сообразно отношениям, которые складываются между типами.А именно, наименьшая дистанция — с членами своей квадры. Дальше всего — от квадры, где есть отношения погашения и конфликта.

13. Не путай понятия «информационный метаболизм» и «отношения». /Информационный метаболизм — процесс принятия, усвоения, переработки и передачи информации/. При дуальном информационном метаболизме могут быть плохие отношения. И при конфликтном информационном метаболизме могут быть хорошие отношения. Личные и межличностные отношения зависят от культуры личностей, а не от информационного метаболизма, хотя при хорошем информационном метаболизме легче поддерживать хорошие отношения.

14. Цени то, что есть! Если ты обнаружил плохой информационный метаболизм с близкими тебе людьми, то не спеши рвать с ними отношения. Раз вы оказались вместе — это факт не случайный, особенно если это муж или жена, особенно если есть общие дети. Вы рядом для чего-то важного. Найди эту положительную задачу и выполни ее!

15. Соблюдай осторожность в применении новоприобретенных навыков.Практикуйте в обычных условиях, где ставки не так высоки. Нецелесообразно принимать ответственные решения, основываясь на знания типа. Когда мы учимся водить автомобиль, то делаем это по понятным причинам на полигоне, а не на скоростных автострадах. Пройдет не один год, прежде чем эти знания окончательно станут вашей сущностью. Чтобы способствовать этому перечитывайте литературу, посещайте семинары, дополняйте эти знания другими направлениями в психотерапии.

16. Понял ты учение о типах или нет, помогло оно тебе, или нет — это твои проблемы, а не проблемы учения о типах. Я знаю множество людей, которые в восторге от того, как замечательно изменилось мировоззрение после изучения типоведения. Но я знаю и таких, которые, даже прочитав пособие, ничего не получили: «Можно подвести коня к воде, но нельзя за него напиться».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: