Свой опыт

Второй путь — накопление собственного опыта, критическая переработка типического содержания культуры. Этот путь приводит к формированию личных, несколько отличающихся от общепринятых моделей поведения и оценки социальных явлений. Конечно, в большинстве случаев мы, что называется, изобретаем велосипед. Все то, что с великими переживаниями, сомнениями и терзаниями мы приобретаем самостоятельно, уже давно где-то кем-то сказано, прожито и облечено в форму общекультурного значения. Так, может быть, с самого начала надо было заглянуть в труды Конфуция, прочитать романы Толстого или на крайний случай проштудировать сборник афоризмов? Но тогда это был бы уже не личный велосипед, а нечто чужое, типическое. Каковы в данном случае механизмы перехода внешнего мира во внутренний мир человека? Прежде всего — это интериоризация целей и ценностей в процессе самостоятельной деятельности. То есть прожитое ребенком, осуществленное им как некое целостное личное дело, имеет продолжение в его внутреннем мире в виде установок, позиций, отношений. Это также испытания, связанные с риском. О неодолимой тяге подростков к рискованным поступкам написано много. Откуда эта опасная потребность? Проживание рискованных ситуаций и их следствий для подростка напрямую связано с потребностью в развитии, в проверке своих возможностей, если хотите — в самовоспитании. Наконец, это катарсические переживания. Биографические исследования показывают, что такие переживания не являются редкостью в подростковом и юношеском возрасте. Часто они возникают на фоне ярких, драматических событий. Катарсис — это творческое, нравственное озарение, многое проясняющее человеку в жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: