сказывается о зарождающейся любви, о любви, которая уже захватила влюбленных, о любви, которая порождает семью. Все песни нравоучительны. Показывая равноправие во взаимоотношениях молодежи, уважение друг к другу и вполне определенное значение любви для создания семьи, песни воспитывали у молодежи чувство собственного достоинства. Особенно ярко эта сторона лирических песен проявилась в песнях, в которых прямо высказывались советы молодежи, за кого можно выходить замуж и на ком можно жениться. В одной из лирических песен соловей, приглашая девушек погулять по улице, уговаривал их:
Поиграйте, красны девицы, Вы покуда у батюшки, У сударыни, у матушки. Неровен ли сват присватается. Неровен ли черт навяжется: Либо старый муж удушливый, Либо ровнюшка-ревнивый муж:. Либо младой — горький пьяника!
Все обрядовые песни одинаковы по своему эмоциональному тону. Рассказывая о счастливой, желанной любви, о равноправии в любви, о свободе выбора сужеными-ряжеными друг друга, протестуя против неравных браков, поднимаясь до критического изображения социальных противников, песни проникнуты жизнерадостным, оптимистическим настроением.
|
|
Детский фольклор |
Термин «детский фольклор» был введен в научный обиход исследователями в начале XX века. Им обозначали произведения устной народной
Народная художественная культура
словесности, предназначенные для детей и исполняемые взрослыми и детьми. Признав детский фольклор значительным разделом народного поэтического творчества, ученые-филологи занялись его исследованием. Наблюдая за бытованием фольклора в детской среде, ученые заметили, что, обращаясь к солнцу, радуге, дождю и ветру, дети, как правило, не проговаривают, а напевают свои заклички. Поются также дразнилки и многие считалки, напевное интонирование помогает чище и скорее проговаривать сложные скороговорки. Исполняются нараспев многие приговорки, обращенные к птицам и животным. Даже в таком прозаическом жанре, как сказка, содержится множество песенок: поет колобок, поют козлятам коза и волк, поет лиса петушку и т.д. Мир музыкальных звуков окружает ребенка с момента его рождения (колыбельные песни) и на протяжении всего периода взросления. Все это, по словам Г.Науменко1, позволяет выделить детский музыкальный фольклор в особый раздел народного творчества, в основе которого лежит не только поэтическое слово, но и напевное интонирование. Жизнь детей, разумеется, теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Взрослые мыслят, писал К.И.Чуковский, «словами, словесными формулами, а маленькие дети — вещами, предметами предметного мира. Их мысль на первых порах связана только с конкретными образами»2. По мнению М.Н.Мельникова, именно в детском фольклоре находится ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Большинство ученых к детскому песенному фольклору относят не только то, что бытует в детской среде (колядки, веснянки, заклички, игровые песни), но и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки, пестушки). Между детским фольклором и взрослым исследователи не проводят четкой грани, утверждая, что мно-
|
|
' Г.Науменко. Русское народное музыкальное творчество. М, 1988. 2 М.Н.Мельников. Детский музыкальный фольклор. М., 1987. С.2.