«азиатские», «бологоевские», «елецкие рояльные», «кабардинские», «касимовские», «ливенские», «московские рояльные», «невские», «татарские», «тульские», «черепашки» и др.
Первые образцы русских гармоник отличались оригинальностью и хорошим качеством, внешне они были привлекательны, но имели существенный изъян - в них отсутствовал хроматический строй, и это, естественно, ограничивало их музыкально-художественные возможности. Создание гармоник с хроматическим строем явилось первым и важным шагом на пути совершенствования инструмента.
Русский город Тула - родина хроматической гармоники - был одним из промышленных центров страны, который являлся основным поставщиком гармоник. Их производство было сконцентрировано в Чулковской слободе. Создателем первой в России хроматической гармоники принято считать Н.Белобородова, который в 1875 г. организовал первый в России «Оркестр гармонистов». Оркестровый ряд гармоник выглядел следующим образом: «прима», «секунда», «флейта-пикколо», «альт», «виолончель», «бас», «контрабас». Впоследствии оркестры гармоник получили широкое распространение во многих регионах России.
В начале XX столетия (1907 г.) петербургский гармонист, мастер П.Стерлигов в содружестве с известным гармонистом Я.Орландским - титаренко сконструировали хроматическую гармонику, которая была названа именем древнерусского поэта-певца Баяна. Вскоре баяны начали изготавливать гармонные мастера и других городов России. Действуя совместно с исполнителями они вносили дальнейшие улучшения, создав, в конце концов, хотя и сложный, но вполне совершенный инструмент. Гармоника в сфере совершенствования своей конструкции по многим параметрам обогнала своих сородичей по народно-инструментальному цеху. И, действительно, современный баян представляет собой и «хор», и «оркестр», заключает в себе широкий спектр многогранной тембральной палитры, которой подвластны различные стили и жанры классической, народной и современной. музыки. Определенным итогом в совершенствовании конст-
'256
рукции инструмента явилось появление многотембрового, готово-выборного баяна, который в значительной степени повлиял на расширение репертуарного диапазона всего народно-инструментального искусства.
Впервые в России в Московском государственном университете культуры и искусств в 1997 г. был открыт класс гармоники, первым выпускником которого стал лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, ныне Заслуженный артист РФ Г.Калмыков.
Среди современных виртуозов-исполнителей на различных видах гармоник следует отметить лауреата Всероссийских и Международных конкурсов/Заслуженного деятеля искусств РФ, педагога, члена Сок)за композиторов РФ Е.Дербенко, лауреатов Всероссийских конкурсов С.Сметанина и С.Привалова. Баянное исполнительское искусство прославили такие выдающиеся мастера как Народный артист СССР Ю.Казаков, Народный артист СССР, профессор А.Полетаев, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, Народный артист РФ, профессор Ф.Липс, лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, Заслуженный артист РФ Ю.Вострелов и многие другие.
Всё множество ударных инструментов русской фольклорной традиции можно разграничить на следующие группы:
1. Инструменты, созданные как музыкальные, но
имеющие чисто прикладное значение и использующиеся в
качестве шумового орудия или сигнального приспособления
(в ратном деле, на охоте, в пастушестве, в быту).
2. Собственно музыкальные ритмизирующие со
провождение пения или танца).
3. Предметы быта, используемые в качестве му
зыкальных ударных
инструментов.
По принципу звукообразования ударные инструменты можно отнести либо к группе мембранных - бубны, барабаны