Определениевосприятия. Основныесвойстваобразоввосприятия. Различныепредставленияостимулевпсихологиивосприятия

Восприятие (конструктивистскийподход)процессформированияобразацелостныхсценисобытийвнешнегомира,возникающиепринепосредственномвоздействиивнешнихобъектовнарецепторы. Восприятие (экологическийподход)процессизвлеченияинформацииобокружающейсредедляорганизациидействийсокружающимиобъектами (какямогудействоватьсэтимобъектом). Восприятие – включает поШиффману систематизацию, интерпретациюиосмыслениесенсорнойинформации, эторезультатупорядочиванияощущенийипревращениеихвзнанияопредметахисобытияхфизическогомира. ПоКорену, восприятие – это«осознанныйопытсвязанныйсвоздействиемпредметовиотношениймеждупредметами».

Восприятие – активныйпроцесс, создающийосознанноепсихическоеотражениепредметаиситуациивцеломввидецелостногознанияивозникающийпринепосредственномвоздействиипредметанаорганычувств.

Свойстваобразавосприятия:

Реальность –человекверитвсуществованиетого, чтоемудановобразе

Предметность, объективированность –образлокализуетсявовнешнеммире, онвынесенвовне

Константность относительноепостоянствочувственногообразапредметаприизмененииусловийеговосприятия

Означенность –мыопознаёмпредметы: “чтоэто?”

Структурность –мывоспринимаемнеотдельныепредметы, авсёкакцелое, какструктуру; врамкахэтогоцелогоэлементымогутпреобразовываться (иллюзияМюллера–Лайера)

Полимодальность - информациядляформированияобразапоступаетотрецепторовианализаторовразныхмодальностей

Неоднородность –естьфокусвнимания, аестьпериферия. Мыхорошовоспринимаемобъектвниманияинеоченьхорошо–периферию (CoctailParty)

Историчность –вразныхситуацияхивразноевремяобразнемногодругой, неповторимый

Биполярность –мывсегдавоспринимаемиокружающиймир, исамихсебя.

Титченер: выделялвобразеегочувственнуюосновуивоспринимаемыйсмысл.

Гельмгольц: первичныеобразы (непосредственныечувственныеданные) иобразывосприятия. Гибсон: восприятиевидимогомира (обычноевосприятие, «предметноесодержание») ивосприятиявидимогополя (владеющиенавыкамиинтроспекции, метод«образа»; «чувственнаяткань»).

А.Н.Леонтьев: чувственнаяткань (придаетчувствореальностимира, переживаниеобъективности, представленностьобъектавосприятиявовне) ипредметноесодержание (значение).

Основные феномены восприятия (по Ф.Х. Олпорту):

1)Сенсорные качества

Критерии сенсорности переживания: сенсорные качества элементарны; сенсорные качества уникальны и отличаются по критерию несводимости; все сенсорные качества имеют отрицательные последовательные образы; наличие специального рецептора, раздражение которого приводит к сенсорному переживанию. Пары: красный-зелёный, жёлтый-синий, тяжёлый-лёгкий, тёплый-холодный и т.п.

2)Конфигурация

Феномен конфигурации: восприятие не сводимо к сумме сенсорных качеств. Это пространственная организацию в фигуру и фон.Восприятие – пространственная организация отдельных элементов, которая не сводима к простой сумме элементов.

3)Константность

Константность – это свойство воспринимать качества объекта внешнего мира неизменными несмотря на изменения условий наблюдения. Сетчаточный образ. Все объекты проецируются на двумерную поверхность сетчатки. При приближении к объекту сетчаточная проекция увеличивается. Однако размер воспринимается адекватно. Дистальный стимул – объект, воспринимаемый наблюдателем.Проксимальный стимул – отображение дистального стимула на рецепторную поверхность сетчатки. Нет однозначного соответствия между дистальной и проксимальной стимуляциями при разных условиях наблюдения.

Константность формы, контрастности, цвета.

4)Субъективные шкалы

Наличие субъективных шкал степени выраженности свойства воспринимаемого объекта. Зрительно воспринимаемый возраст, оценка роста в зависимости от роста окружающих людей, оценка веса одинаковых по размеру шаров при наличии шара-«якоря». Феномен Узнадзе.

5)Предметность (категориальность)

Феномен предметности: мы воспринимаем не просто набор сенсорных качеств, а значение воспринимаемого объекта.

6)Доминирующая установка

Мотивация – воспринимаем, что хотим воспринимать.Ожидания – воспринимает, что ежедневно видим или слышим вокруг себя.Настроение – воспринимаем то, что соответствует нашему настроению.Культура – воспринимаем то, что общепринято в социуме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: