Перспективы политической интеграции

На этом пути следует освободиться от множества метафизических спекуляций, порожденных данной концепцией.

Например, экофеминизм отождествляет сеть жизни с мифологемой матери-Земли. При этом вводится понятие «насилие над природой» для обоснования типично феминистского убеждения: деградация среды есть следствие мужского господства (см.: 21). Другие теоретики феминизма пытаются связать понятие сети жизни с идеологиями, возникшими в Индии, Китае и Японии. И утверждают, что данные идеологии позволяют сформировать надлежащее отношение к природе. При этом совершенно не обращается внимание на поразительное пренебрежение к природе в странах, в которых возникли данные идеологии. Существуют также попытки связать концепцию сети жизни с пантеизмом и панпсихизмом: «В результате возникают доктрины, согласно которым каждый фрагмент сети жизни обладает одной и той же Ценностью, в том числе материальная среда, в которой обитают живые существа. Тем самым эгалитаризму придается наиболее крайняя форма» (22, 101).

Этот список может быть продолжен без труда. Но важно подчеркнуть, что большинство партий «зеленых» не имеет ничего общего с тоталитаризмом. Обычно они связывают ин-


вайронментализм с демократией, в том числе с производственной. Выступают против строительства суперсовременных зданий в старых частях городов. Такие акции свидетельствуют, что далеко не все экологи признают доктрину равной ценности материальной среды. Характерно также, что увлечение восточными доктринами и стремление связать их с биоцентризмом присуще молодым женщинам (главным образом лесбиянкам) с антиинтеллектуальной ориентацией. И хотя санитарные исследования показывают, что женщины менее склонны к чистоте по сравнению с мужчинами, это не мешает экофеминисткам утверждать: «Только женщинам принадлежит исключительно заботливая ориентация в отношении природы» (23, 137).

Даже беглое перечисление показывает, что для экологического движения характерна разобщенность. Экологи обычно сотрудничают при проведении конкретных действий. Что| касается политического единства, то существуют громадные различия между идеей платоновского государства и концепцией демократии. То же самое можно сказать о христианстве, буддизме, индуизме и атеизме. Различные модификации экологического движения признают все перечисленные религиозные и светские идеологии.

И все же можно выделить общие цели экологического движения: редукция естественного прироста населения, сведение к минимуму всех форм загрязнения среды, экономное расходование природных ресурсов, охрана диких животных и их среды. Все экологи согласны с идеей кардинальных изменений не только искусственной социальной среды, но и комплекса убеждений, которые привели к нынешнему состоянию. С исторической точки зрения предшественниками экологов были перфекционисты, которые искали спасения в малых самодостаточных общинах (см.: 24).

Но процесс реализации данных целей порождает множество вопросов: какие средства должны использоваться для достижения желаемых изменений? какие убеждения и позиции надо пропагандировать? как изменять искусственную и социальную среду? Ни по одному из этих вопросов единства


мнений нет. Кроме того, обычно экологи отрицательно относятся к силе и авторитарному законодательству. Могут ли данные методы использоваться для реализации экологических целей? Города были и остаются искусственными скоплениями людей. Но как их расформировать без сокращения и того малого свободного пространства для жителей Земли?

По причине отсутствия единого ответа на данные вопросы экологи предпочитают действовать как группы давления или индивидуально. Попытки создания экологических партий моментально ведут их к заражению всеми мерзостями политики. А использование парламентских институтов способствует тому, что разные отряды экологического движения занимают место по разные стороны баррикады. Политическая интеграция экологизма пока остается делом будущего.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: