Задание №2 Воспоминания учеников и современников Д.А. Сабинина

Задание № 1. Расстановка логических ударений в научном докладе.

Использование метода трассеров в изучении перераспределения радионуклидов-загрязнителей биосферы в системе «почва-растение».

Появление нового в истории человечества фактора воздействия на окружающую природную среду, | радиоактивного загрязнения,| связано с наступлением очередного этапа техногенеза | – эпохи ядерной энергии.| Используемая в военных и мирных целях,| она уже явилась причиной множества случаев неконтролируемого поступления загрязняющих веществ (радионуклидов) в биосферу.|

Существенной по масштабу загрязнения для России (а также Украины и Белоруссии) стала авария на Чернобыльской АЭС 1986 года, | а одним из основных загрязнителей природных и сельскохозяйственных ландшафтов спустя несколько лет после аварии оказался 137Cs.| Данный изотоп обладает хорошо детектируемым γ-излучением,| имеет удобный для длительных наблюдений период полураспада (Т½ = 30,08 лет),| прочно сорбируется глинистыми минералами и гумусовыми веществами почвы,| поэтому 137Cs можно использовать в качестве «трассера» (метки) для определения перераспределения изотопов-загрязнителей в ландшафтах в целом | и в системе «почва-растение» в частности.|

Сразу после поступления радионуклидов в агросферу|, они включаются в трофические цепи миграции «почва – сельскохозяйственные растения – сельскохозяйственные животные – пищевая продукция – человек».|

Доступность 137Cs растениям и накопление радионуклидов в продукции зависят от множества факторов,| включая погодные условия, технологию выращивания, применение удобрений и орошения и т.п.|

После формирования поле загрязнения начинает «жить» в ландшафте и изменяться не только под воздействием радиоактивного распада.| В настоящее время первичная конфигурация этих полей в значительной мере изменилась в результате действия процессов вертикальной (радиальной) и горизонтальной (латеральной) миграции.|

Задание №2 Воспоминания учеников и современников Д.А. Сабинина.

Саби́нин Дмитрий Анатольевич

(1889—1951), ботаник, один из основателей русской

научной школы физиологов растений, профессор.

Исследовал роль корневой системы в водном и

минеральном питании; установил влияние круговорота

элементов минерального питания на рост и

формообразование растений.

*

И.И. Туманов, член-корреспондент АН СССР, коллега: «В намеченных им направлениях работу продолжали его многочисленные ученики. В этом – его самая большая заслуга. Последующие годы показали, что школа Сабинина внесла большой вклад во многие разделы физиологии растений, что подтверждает, каким хорошим лектором и преподавателем он был».

А.К. Белоусова, профессор, доктор биологических наук, ученик: «Д.А. Сабинин, выдающийся ученый и педагог, оставивший след в отечественной физиологии растений и агрономической науке.

…Мне хорошо запомнилось первое впечатление о Дмитрии Анатольевиче и его лекции. 27 октября 1939 года. Большая ботаническая аудитория полна. Слышится сдержанный гул голосов. Но вот дверь отворяется и в аудиторию стремительно входит человек невысокого роста, с густой шевелюрой темных, седеющих волос. Весь его облик совсем не вязался с нашим представлением о «настоящем профессоре».

Мы насторожились. Но вот Д.А. Сабинин начал говорить, и наши опасения исчезли…».

«Дело в том, что Дмитрий Анатольевич в отличие от многих других лекторов никогда не давал готовой, законченной схемы того или иного процесса, а старался показать весь трудный путь, ведущий к его открытию.

С.О. Гребинский, профессор, доктор биологических наук, коллега:

«О научных докладах Д.А. Сабинина можно сказать, что они отличались блестящей эрудицией, цельностью позиции, ясностью мысли и логики. Научная смелость, в сочетании со строгостью доказательств, бескомпромиссность, умение делать обобщения и намечать перспективы дальнейших исследований – характерные черты этого ученого».

Е.Н. Мишустин, академик АН СССР, коллега: «Д.А. Сабинин мне вспоминается как докладчик научных сообщений… как блестящий оппонент, находчиво и остроумно выступавший в дискуссиях…».

И.А. Рапопорт, профессор, доктор биологических наук, коллега:

«Поразительная цельность и последовательность научных суждений, искренность, твердость, и мужество, незабываемое личное обаяние, многочисленные эффективные разработки в физиологии растений…»

С.М. Третьяков, кандидат сельскохозяйственных наук, ученик: «Молодой, широкообразованный ученый, блестящий лектор, увлекавший нас раскрытием тайн природы, охотно и с сердечностью вступавший со студентами в беседу с какой-то присущей ему задорностью, Д.А. Сабинин импонировал нам, завоевав наши сердца не только на время ппребывания в стенах университета, но и до конца дней нашей трудовой жизни…»

«На кафедре нередко проводились семинары, пробные чтения. Тут мы слушали и первых аспирантов, бывших студентов агрофака (ставших в последствии научными сотрудниками), и перед нами раскрывались горизонты исследовательских поисков и методов познания…».

С.С. Андреенко, профессор, доктор биологических наук, ученик:

«Многие ученики Д.А.Сабинина до сих пор помнят его внимательный взгляд, его быструю реакцию на недоуменные вопросы,исключительное знание научной литературы и тех источников, в которых можно было найти необходимую в данный момент литературу. Очень часто библиографические справки он давал по памяти и почти никогда не ошибался».

С.С. Баславская, доцент, кандидат биологических наук, коллега: «Д. А. Сабинин был не только выдающимся оригинальным исследователем, но и талантливым педагогом. Он уделял много внимания совершенствованию программ лекционных курсов и практических занятий, очень тщательно готовился к своим лекциям по общему курсу физиологии растений и по различным спецкурсам …постоянно перерабатывал свои лекции, дополнял их новейшими данными, что позволяло ему излагать последние достижения науки…Лекции Д.А. Сабинина посещали не только студенты…, они привлекали сотрудников многих научных учреждений. Нередко можно было видеть на его лекциях и работников периферийных учреждений, приезжавших в Москву».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: