Соответствие изображения реальному объекту. Для некоторой части студентов «правильность», точность того, что «нарисовано на стене», является главным показателем, по которому принимается или отвергается роспись: «показано мужское общежитие, а входят в него и женщины, а это неправильно — у нас общежития отдельные»,— говорят они, — «в наших механических мастерских никто в халатах не ходит» и т. п. Такой зритель, посмотрев работу художника, «все в ней разглядел», отметил «много ошибок», установил, что «так не бывает», ибо «все какие-то неживые, манекены статичные с каменными лицами, однотипными фигурами», что «художник напортачил», «потому что досконально не изучил нашу жизнь: и лица, и здания не наши, и преподавателей таких нет»; что автор росписи «описал нетипичную жизнь; например, все студенты уж очень серьезны, а они такие только в сессию бывают», а «девушки почему-то очень солидные, пожилые, будто преподавательницы» и т. д.
Эмоциональное состояние персонажей.
|
|
Большое значение имеет эмоциональное состояние персонажей росписи. Те из студентов, кто соотносил себя с персонажами по внешним характеристикам, испытывали психологический дискомфорт из-за того, что изображены «хмурые», «пасмурные», «холодные», «очень суровые» лица. Это — «не мы»,— заявляли они, ибо «мы — радостные».
Результаты опроса позволяют проследить следующие пути разрешения подобного диссонанса: а) либо отдельные фрагменты росписи различались по предпочитель-ности, и лидирующим оказывался эпизод с изображением улыбающихся, жизнерадостных студентов; б) либо приписывали персонажам положительный эмоциональный настрой («лица живые, у каждого свое настроение», «выбрали своих студентов, а когда видишь своих, как-то приятно становится» и т. п.); в) либо, принимая роспись в целом, настойчиво рекомендовали художнику «исправить ее — сделать более жизнерадостной»; г) либо отвергали роспись: «я не вижу наших студентов такими — все какие-то измученные», «очень сумрачные», «не от мира сего», «лица — если хотя бы улыбку им дать или задумчивость, а здесь никаких чувств нет, все равнодушные и плоские».
Ком п е н с а ц и я. Искусство дает этому типу зрителей возможность отвлечься от психологических перегрузок, внешне компенсировать нереализованные потребности, получать от него импульс уверенности и надежды: «успокаиваюсь, когда смотрю на этих красивых людей: все какие-то милые, добрые, спортивные»; «эта живопись меня отвлекает от проблем, дает разрядку, на душе лучше становится: все лица симпатичные», «все легкое, радостное, воздушное».
|
|
О п т и м и з м. Анализируя высказывания зрителей (включая и часть преподавателей и абитуриентов), нельзя не обратить внимание на фактор, определяющий подавляющее большинство всех суждений по поводу художественного произведения,— потребность в оптимистиче-
ском отношении к действительности: «фреска вся какая-то светлая, радостная и показывает наше будущее». По мнению значительной части опрошенных, миссия искусства как раз и состоит в оптимистическом отражении окружающего мира. Если зритель не увидит этого в произведении, конечная его оценка наверняка будет отрицательной: «мрачновато здесь сделано, тяжелые краски, все тягостно», «не стоит в темных тонах изображать студенческую жизнь, особенно на долгие годы».