Уровень достижений в соревнованиях и темперамент. В какой степени свойства типа нервной системы и темперамента обусловливают успех деятельности спортсменов в условиях соревновательного стресса? Каков характер и направление их влияния? Чтобы ответить на эти вопросы, было проведено несколько экспериментальных исследований (Б. А. Вяткин, 1972, 1974). В одном из них изучалось влияние стресса в связи с индивидуальными различиями по таким свойствам темперамента, как тревожность, импульсивность, эмоциональная возбудимость, ригидность, экстраверсия — интроверсия, эмоциональная устойчивость. Испытуемыми были спортсменки 15—18 лет, занимавшиеся художественной гимнастикой и выступавшие по программе I разряда, кандидатов в мастера и мастеров спорта СССР.
Для выявления влияния соревновательного стресса необходимо было проследить за уровнем достижений спортсменок, которого они добились в условиях тренировки и соревнований. Для этого сравнивались результаты, показанные спортсменками на контрольной тренировке («прогоне») за два-три дня до соревнований, с результатами, показанными ими на ответственных соревнованиях. Одновременно с показателями деятельности фиксировались показатели силы мотивации и уровня нервно-психического напряжения. Полученные результаты обрабатывались методом факторного анализа.
Таблица 12 представляет собой исходную матрицу интеркорреляций. В нее включены следующие переменные:
1) тревожность;
2) эмоциональная возбудимость;
3) импульсивность;
4) сила соревновательной мотивации;
5) уровень стресса (по данным самоотчета);
6) уровень стресса (по данным тремора);
7) уровень стресса (по данным наблюдений за внешними проявлениями);
8) результат спортсменки в тренировке (в баллах);
9) результат спортсменки в соревнованиях (в баллах);
10) степень улучшения — ухудшения результата в соревнованиях по сравнению с тренировкой (в%).
Таблица 12