В литературе по теории познания и методологии науки много внимания уделено вопросам гносеологической природы и гносеологической сущности метода. При этом выводы делались преимущественно на основании анализа одной из его функций (регулятивно-регламентирующей) и одного из типов связей (с накопленным конкретно-научным предметным знанием). Наиболее крупной издержкой второго ограничения явилось довольно длительное культивирование в гносеологии представления об "истинном методе", условность которого в настоящее время становится очевидной.
Расширение контекста анализа научного метода было естественным образом связано, прежде всего, с более тщательным изучением многообразия его внутренних и внешних связей, т.е. исследованием его структуры и механизмов обоснования, создающих в рамках этой структуры продуктивный потенциал метода.
Анализ структуры научного метода включает в себя круг вопросов, связанных с выяснением количества и содержательных особенностей его системных элементов, а также специфики их связей.
Всякая попытка осмыслить особенности метода как компонента познавательной деятельности должна быть связана с анализом научного метода в том виде, в каком он представлен в его конкретно-научных описаниях, т.е. непосредственно в рабочих вариантах, в живой ткани исследования. Иначе неизбежны злоупотребления надуманными конструкциями и необоснованными обобщениями, имеющими лишь мнимые объяснительные возможности, и в целом увеличиваются расхождения в оценке места и роли различных факторов, воздействующих на процесс создания продуктивного метода. Поэтому при анализе структуры научного метода очень важно учесть именно то понимание ее особенностей, которое заложено в профессиональных описаниях методов в научных текстах.
При обращении к конкретно-научным описаниям методов привлекает внимание, прежде всего, тот факт, что они далеко не равномерно отражают мысли, акцентируемые в рамках философско-методологической рефлексии.
Начнем с простейшего. Например, в описании метода бинаризации фактически раскрывается лишь его логическое содержание. Простейшим примером использования этого метода является игровая ситуация, в которой один из партнеров мысленно выбирает одну из букв 32-значного алфавита, а другому предстоит установить, какую именно букву он выбрал. Ее можно найти методом сплошного перебора всех 32 букв путем постановки дихотомических вопросов. Но для этого, возможно, понадобится задать максимальное число разнообразных по содержанию вопросов ("А или не-А"; "В или не-В", "С или не-С" и т.д.), равное 31. Поиск по методу бинаризации исчерпывается постановкой 5 однотипных (альтернативных) вопросов относительно последовательно суживающейся области неизвестного, задаваемой путем дихотомического деления исходной области исследования. Однако нетрудно видеть, что описание логического содержания метода бинаризации неявно содержит и требование пространственного структурирования исследуемого объекта (расположения букв алфавита в один ряд или столбец и дихотомической разбивки его на конечное число элементов, состоящих из двух соседних букв), а также требование обеспечить взаимодействие исследуемого объекта с используемыми средствами. В данном случае в роли познавательного средства выступает партнер по игре, мысленно выбравший одну из букв алфавита. Предполагается его визуальное взаимодействие с объектом, структурированным в соответствии с его дискретной природой и логическим содержанием метода.
Практически окрашенной иллюстрацией использования метода бинаризации является задача по обнаружению покоящегося объекта. При этом обычно оговаривается, что если данный предмет движется, то его обнаружение с помощью данного метода может составить неразрешимую проблему. Формально такой вывод имеет основания. В реальных же ситуациях все зависит от соотношения параметров, характеризующих исследуемый объект и познавательные средства (скорости движения объекта и времени, необходимого для обследования каждой из последовательно суживающихся областей поиска). Поскольку в соответствии с темой нас интересуют не практические вопросы использования метода, а его структурные закономерности, важнее всего в данном случае подчеркнуть, что в описанных вариантах метод бинаризации наряду с акцентированными логическими правилами неявно включает в себя требование пространственного структурирования среды обитания исследуемого объекта путем ее дихотомического деления до определенного предела, а именно, до получения ее пространственного "кванта", величина которого совпадает или, по крайней мере, соотносима с величиной искомого объекта. Неявно учитывается также и требование направленного визуального взаимодействия познающего субъекта с исследуемым объектом.
В большинстве конкретно-научных описаний методов картина совершенно иная. С наибольшей тщательностью в них дана характеристика предметно-концептуального и операционально-нормативного содержания, именуемых соответственно "теория метода", "принцип метода" и "ход работы", "ход анализа", "техника", "методика". В первый блок описаний конкретно-научных методов входит также характеристика используемых средств познания ("реактивы", "реагенты", "приборы"). В то же время практически отсутствует явно выраженная характеристика их логического содержания. Как что-то само собой разумеющееся предполагается адекватное восприятие намеченной последовательности умозаключений, базирующееся на логической структуре накопленного в данной дисциплине предметного знания.
Предметно-концептуальное содержание метода в конкретно-научных описаниях обычно излагается в нескольких предложениях, максимум — на нескольких страницах. Неспециалисту или педантично рефлектирующему методологу это вряд ли покажется в каждом случае исчерпывающим описанием, поскольку там опущены детальные пояснения многих специальных понятий и представлений, раскрывающих именно те свойства исследуемой реальности, на сознательном учете которых основан характеризуемый метод. Для специалистов эти обстоятельства, как правило, не являются помехами для исчерпывающего ознакомления с описываемыми методами. Поэтому наиболее полные характеристики предметно-концептуального содержания конкретно-научных методов чаще всего можно встретить в фундаментальных трудах или литературе, в той или иной мере ориентированной на подготовку специалистов конкретно-научного профиля. Это в какой-то мере отражено и в терминологии — не "принципы", а "теория", "теоретические аспекты" метода — при описании его предметно-концептуального содержания в объеме отдельных глав или развернутых фрагментов.
Наиболее детально в конкретно-научной литературе излагается операционально-нормативное содержание метода. "Основан, — говорится, например, о предметно-концептуальном содержании газометрического метода определения активности каталазы, — на измерении объема выделившегося кислорода после прибавления к водному экстракту каталазы перекиси водорода. Количество выделившегося кислорода измеряют в специально собранном приборе"1. Этому предшествует короткая теоретическая справка: "Каталаза относится к сложным ферментам, состоящим из белкового компонента и так называемой простетической группы, содержащей железо. Каталаза разлагает перекись водорода на кислород и воду (Н2О2 = 2Н2О + О,)2.
Для сравнения "ход анализа": "Отвешивают по 1 г + 0,01 г свежеразмельченных семян или 10 + 0,01 г мелконарезанных листьев или других органов и, добавив 0,5 г СаСО3 для нейтрализации среды, растирают в фарфоровой ступке со стеклянным песком. Затем добавляют 5 см3 воды в размельченную массу семян и 10 см3 в массу других органов и повторно растирают. Полученную массу из семян переносят в мерную колбу на 100 см3 (массу других органов — в колбу на 200 см3), затем доводят до метки водой и настаивают 3-4 ч для растворения ферментов.
Определение каталазы проводят в суспензиях или центрифугах. Для этого в реакционный сосуд прибора (прибор для газометрического определения каталазы: 1 — сосуд для выполнения реакции со стаканчиком для перекиси водорода; 2 — измерительная трубка; 3 — груша с раствором кислоты; 4 — трубка для облегчения установки уровня; 5 — винтовой зажим)1 доливают 10 см3 суспензии или фильтрата и 10 см3 воды, прибавляя против вспенивания 3-5 капель толуола. Затем помещают туда маленький стаканчик с 5 см3 3%-ной Н2О2. Реакционный сосуд соединяют с остальной частью прибора и ставят на водяную баню при 20°С. Регулируют уровень жидкости (5%-ная серная кислота) в приборе и устанавливают ее на нулевой отметке в измерительной трубке 2. После этого закрывают винтовой зажим 5 и опускают грушу 3 в нижнее положение. Затем опрокидывают стаканчик с перекисью водорода, встряхивая сосуд 1, и тотчас пускают секундомер. В течение 10 с содержимое сосуда перемешивают вращательным движением, и сосуд 1 опять ставят на паровую баню.
Отсчет выделяющегося кислорода делают через 3, 6, 9 мин после начала реакции, поднимая грушу 3 до необходимого уровня"2.
Конкретно-научное описание операционально-нормативного содержания методов ведется на профессиональном языке с присущим всякому неформализованному языку опусканием "само собой разумеющихся" характеристик описываемого действия. В итоге оно может оказаться недостаточно полным. В прикладной сфере на этой основе возникают довольно наглядные ситуации, ставящие под сомнение продуктивность технологических предписаний. Показательный в этом отношении пример, относящийся к истории создания поперечно-волнового квантового генератора (ТЭА-лазера), проанализирован Г.М. Коллинзом. Он показал1, что в опубликованных авторами изобретениях описания технологии изготовления установки отсутствовал ряд принципиально важных предписаний, которые с трудом удалось в явном виде сформулировать и в условиях личных контактов с коллегами, пытавшимися воспроизвести ТЭА-лазер по описаниям. Аналогично, хотя может быть и не столь наглядно, в науке. Например, в настоящее время известно, что при разработке специальной теории относительности неявно использовался принцип соответствия. Предельными случаями ситуаций данного типа, видимо, являются факты творческой биографии математика К. Гаусса, который по его собственному свидетельству не всегда был способен объяснить методы получения решений, признававшихся истинными.
В целом же в конкретно-научных описаниях методов нетрудно выделить предметно-концептуальное, операционально-нормативное и логическое содержание даже в тех случаях, когда в них не использована наводящая терминология. Например, когда о методе селективного вскрытия (одном из методов анализа особо чистых веществ) говорится, что он "органично связывает два этапа анализа — растворение и отделение элементов-примесей от элемента-основы" и что "селективное вскрытие основано на переведении в раствор определяемых элементов-примесей при частичном растворении основы в применяемом растворителе"2 ясно, что речь идет о его предметно-концептуальном содержании.
С учетом специфики конкретно-научных стандартов описания методов следует особо подчеркнуть функциональную связь в научном методе предметного и нормативного знания. Закрепленное в значительной совокупности определений метода их изначальное разведение, явно или неявно постулируемая невключенность первого из них в его содержание, нам представляется издержками философско-методологической рефлексии над гносеологической сущностью данного компонента познавательной деятельности. В конкретно-научных описаниях методов эта связь чаще всего выражена в явном виде. Стремление к такой форме выражения сущности и в целом содержания используемого метода является нормой, выражающей одну из наиболее глубоких структурных закономерностей научного метода.
Для выявления структурных закономерностей метода недостаточно результатов анализа научных текстов, где даны описания используемых методов. Надо еще доказать, почему именно эти (предметно-концептуальный, операционно-нормативный и логический) элементы метода можно считать основными. Необходимое обоснование этого представления может быть осуществлено путем мысленной реконструкции творческого процесса по созданию метода, должного обеспечить приращение знания в тех ситуациях, где существующие методы недостаточны.
Исходной мыслительной процедурой в процессе построения научного метода является анализ совокупности возможных отношений и связей исследуемого объекта с другими объектами, выступающими или способными служить в качестве средств познания. С учетом знания об этих объектах, исходной информации об изучаемом объекте и характере искомого знания исследователь фиксирует именно ту совокупность возможных отношений и связей изучаемого объекта с другими объектами, манипулирование которыми, по его мнению, может обеспечить приращение предметного знания. Представление о совокупности отношений и связей исследуемого объекта с другими объектами, выступающими или способными служить в качестве средств познания, обеспечивает репрезентацию объекта познания в виде непосредственного предмета исследования. Им является совокупность элементов объекта, охватываемых зафиксированными в данном представлении отношениями и связями.
Достаточно четко это прослеживается в общенаучных методах, нередко несущих в своем содержании очень наглядные варианты репрезентации исследуемого объекта. Так, использование кибернетических методов предполагает наделение объекта свойствами системы управления. Довольно разнообразны формы наглядной репрезентации исследуемого объекта в многочисленных видах метода моделирования и аналогии (геометрически подобные модели — структурные формулы в химии, различные модели атома и его ядра, модель ДНК и др.). Однако и лишенные наглядности логико-математические методы непременно содержат механизм репрезентации объекта познания. Это математические структуры и логические исчисления, подлежащие предметной интерпретации на исследуемом объекте. Они также репрезентируют объект в виде непосредственного предмета исследования. Разница состоит лишь в том, что в данном случае процесс репрезентации идет от формы системной организации объекта, заготовленной впрок.
Этим не исчерпываются гносеологические следствия процедуры мысленного анализа совокупности возможных отношений и связей исследуемого объекта с другими объектами, потенциально способными служить средствами познания. Ее результат — модель одной из возможных познавательных ситуаций в изучении данного объекта, а именно, ситуации, предполагающей исследование его посредством разрабатываемого метода. Это также отражение познавательного потенциала средств познания. Суть такой интерпретации хорошо передает афоризм "Каково средство познания, таков и метод". Наконец, правомерна еще одна интерпретация анализируемого мысленного представления, акцентирующая его соотнесенность с объектом познания. Внешне анализируемое представление ассоциируется с понятием об одной из возможных инфраструктур исследуемого объекта. Вместе с тем следует обратить внимание на то, что зафиксированные в нем отношения и связи элементов объекта познания между собой, образующие структуру предмета исследования, онтологизируются, т.е. переносятся на целостный изучаемый объект и он уже видится по образу предмета исследования. Именно в этой процедуре состоят истоки одной из центральных проблем метода и познания в целом.
Суть этой постоянно воспроизводящейся в научном познании проблемы — в необходимости поиска адекватных представлений о системной организации познавательно осваиваемых объектов. Мысленное представление познающего субъекта о совокупности отношений и связей исследуемого объекта с объектами, потенциально пригодными к использованию в качестве средств познания, — это в сущности "опережающее" отражение одной из возможных форм его системной организации. В самом же методе оно выступает как функциональный конструкт, составляющий содержание его предметно-концептуального элемента. В отличие от предмета исследования, задаваемого разрабатываемым методом, оно включает в себя не только совокупность элементов объекта, выделенную в контексте его фиксированных отношений и связей с потенциальными средствами познания, но и эти последние, а также сами отношения и связи, т.е. исходное мысленное представление в его полном составе. Это "онтология" метода, отражающая саму его возможность.
Представление об одной из возможных форм системной организации исследуемого объекта строится исследователем с таким расчетом, чтобы обеспечивалась возможность реализации входящих в его содержание отношений и связей исследуемого объекта в системе целенаправленных (направленных на приращение предметного знания) взаимодействий. Это могут быть взаимодействия элементов изучаемого объекта между собой и их взаимодействия со средствами познания (различными пробными объектами, экспериментальными установками и т.п.). Обеспечить планируемое взаимодействие можно лишь создав необходимые для этого условия. Поэтому направляя свои творческие усилия на создание предметно-концептуального содержания нового метода, исследователь неизбежно продумывает действия, способные служить созданию таких условий. Знание, отражающее содержание предстоящих действий, он фиксирует в виде определенных предписаний и регламентации (правил, норм, принципов), представляющих собой операционально-нормативный элемент метода.
В описываемой схеме построения научного метода определяющее значение имеет представление об одной из возможных форм системной организации исследуемого объекта — предметно-концептуальном элементе метода. Каково представление об этой форме, таков и характер познавательных действий (операций, процедур) субъекта, направленных на обеспечение целенаправленного взаимодействия элементов, объединяемых выделенными в данном представлении связями и отношениями. Представление об объекте как жестко детерминированной системе будет определять направленность познавательных действий соответственно на четкое выделение относительно независимых однородных (одноуровневых) элементов в объекте познания и реализацию их однозначных связей в виде целенаправленного взаимодействия. Репрезентация исследуемого объекта в виде стохастической системы предполагает выделение иерархии элементов, фиксацию вероятностного характера их связей и обеспечение многостороннего сложнодетерминированного взаимодействия. Различны способы представления развивающихся и стабильных объектов, относительно замкнутых и открытых систем, а соответственно и содержание познавательных действий, направленных на их исследование.
Данную зависимость можно наблюдать при изучении одного и того же объекта разными методами, сопоставив, например, способ структурирования исследуемого объекта в механике Аристотеля, теории импульса и ньютоновской механике и те познавательные действия (операции, процедуры), которые, по мнению авторов этих систем знания, составляли сущность используемого ими метода. Яркие примеры в этом отношении дала физика микромира.
Все это составляет предметное поле при изучении методов на материале конкретно-научных областей познания. В данном же случае важно констатировать, во-первых, необходимое наличие в методе двух качественно самостоятельных элементов (представления об одной из возможных форм системной организации исследуемого объекта — предметно-концептуальный элемент, и совокупности предписаний, правил, норм, принципов, регламентирующих познавательные действия (операции, процедуры) субъекта, направленные на реализацию зафиксированных в данном представлении связей и отношений исследуемого объекта с другими объектами в системе их направленных взаимодействий — операционально-нормативный элемент); во-вторых, генетическую обусловленность содержания второго из них содержанием первого.
В этой связи возникает вопрос: а чем направляется генезис предметно-концептуального содержания метода? При первом взгляде ответ достаточно очевиден — характером исследуемой проблемы, для решения которой разрабатывается метод, а также имеющимся знанием об исследуемом объекте, объектах, рассматриваемых в качестве потенциальных средств познания, и знанием, относимым к исследуемому объекту на каком-либо основании (мировоззренческом, практическом, эстетическом и т.д.). Однако новый метод должен быть адаптирован, прежде всего, не к отмеченной совокупности исходного знания, а к тем свойствам объекта, которые предстоит исследовать посредством разрабатываемого метода, и к тому искомому, недостающему знанию, для получения которого он разрабатывается. Поэтому само по себе исходное знание, как будет рассмотрено ниже, далеко не всегда может оказать необходимую услугу.
Что же касается указания на характер исследуемой проблемы, то оно имеет слишком общий характер и подлежит уточнению. Уточняя его, обратим внимание на то, что формой существования проблемы является вопрос, а логические связи исходного и искомого знания в ее структуре выражаются в виде последовательности вопросов и ответов, в которой каждый получаемый ответ на предшествующий вопрос служит основанием для выдвижения очередного вопроса. Трудность решения проблемы с логической точки зрения состоит в том, что на некоторые вопросы отсутствуют ответы и их невозможно получить посредством имеющихся методов. Необходимо построить метод, который позволил бы получить искомые ответы. При разработке такого метода неизбежно используется заложенная в проблеме последовательность вопросов и ответов. При этом отсутствующие ответы заполняются предполагаемыми, а в целом новая последовательность вопросов и ответов представляет собой логический элемент научного метода.
Последовательность вопросов и предполагаемых ответов, составляющая содержание логического элемента научного метода, определяет особенности предметно-концептуального содержания метода в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы данное содержание обеспечивало возможность получить обоснованные ответы взамен предполагаемых. Создавая "онтологию" метода, исследователь держит в уме целостное представление о всей последовательности вопросов и предполагаемых ответов и одновременно, как уже отмечалось, подбирает варианты взаимодействий исследуемого объекта с другими объектами (средствами познания) или элементов объекта между собой с тем, чтобы на основании результатов этих взаимодействий получить обоснованные ответы взамен предполагаемых.
На примере метода бинаризации достаточно отчетливо показана последовательность вопросов и предполагаемых ответов. Но это простейшая последовательность, основанная на принципе дихотомии (делении какого-то образования на два без остатка). В науке основной массив познавательных ситуаций обусловливает значительно более сложные виды проблем, чем та, которая фигурировала в примере, и соответственно гораздо более сложные последовательности вопросов и предполагаемых ответов. Для анализа их возможных типов не существовало каких-либо принципиальных препятствий. Но практически дело обстоит таким образом, что именно та область логических исследований, в предмет которой входит типология вопросов (эротетическая или интеррогативная логика) оказалась недостаточно разработанной. Существующий пробел заполнили представлением, в соответствии с которым логическое содержание метода образуют системы логического вывода по правилам индукции, дедукции и аналогии. Они действительно имеют там место, но не исчерпывают логического содержания метода.
Таким образом, мысленная реконструкция творческого процесса по созданию метода для решения проблемы, показавшей недостаточность прежних методов, свидетельствует о наличии в содержании метода трех системных элементов. Первый, предметно-концептуальный, репрезентирующий объект познания в виде предмета исследования и отражающий спектр возможных взаимодействий объекта со средствами познания. Второй, операционально-нормативный, включающий в себя набор предписаний, регламентирующих направленное взаимодействие объекта со средствами познания. Третий, логический, представляющий собой последовательность вопросов и предполагаемых ответов, характер которых обусловливает диапазон необходимых взаимодействий исследуемого объекта со средствами познания.
Анализ системных элементов научного метода путем мысленной реконструкции творческого процесса по его созданию выявил генетическую зависимость содержания операционально-нормативного элемента метода от предметно-концептуального, а последнего, в свою очередь, от содержания логического элемента.
Функциональные связи элементов метода имеют обратную направленность. В функциональной связи между операционально-нормативным и предметно-концептуальным элементами ведущее значение имеет первый, непосредственно регламентирующий осуществляемые исследователем познавательные действия. При этом предметно-концептуальное содержание, не регулируя непосредственно их последовательность, остается на втором плане. Но главное, разумеется, не это, а то, что оно в самом начале создавалось не как имеющее самостоятельное значение, а всецело подчиненное задаче выработать набор эффективных предписаний по регламентации исследовательского процесса.
Создание предметно-концептуального содержания метода — сложный творческий процесс, не свободный от ошибок и тупиковых направлений. Может оказаться, что определенная совокупность зафиксированных в нем отношений и связей исследуемого объекта с другими объектами, рассматриваемыми в качестве потенциальных средств познания, принципиально не реализуема или будет реализована во взаимодействии с нежелательными побочными следствиями. Такого рода случаями изобилует, например, история изучения биологических механизмов наследственности. В социальном познании сходные ситуации наблюдаются при использовании примитивных методик прикладных социологических исследований, где по итогам контакта с объектом анализа может быть получен значительный объем дезинформации.
Поэтому первоначально принятые в предметно-концептуальном содержании разрабатываемого метода варианты репрезентации объекта будут меняться и совершенствоваться до тех пор, пока не будет создан набор эффективных регламентации. В итоге предметно-концептуальное содержание метода опять оказывается функционально подчиненным его операционально-нормативному содержанию.
Менее очевидна функциональная связь между операционально-нормативным и логическим содержанием метода, сопряженным с логической структурой исследуемой проблемы. Тем не менее построение и последующие адаптивные изменения операционально-нормативного содержания метода предопределены (через содержание его предметно-концептуального элемента) характером его логического элемента.
Совокупность генетических и функциональных связей элементов метода (предметно-концептуального, операционально-нормативного и логического) образует его структуру. Эта структура обеспечивает существование метода как целостного системного образования. Вместе с тем особенности его функционирования в реальных исследовательских процессах, где он выступает прежде всего как схема познавательных действий, одновременно задающая определенное видение системной организации познавательно осваиваемых объектов, создают определенные предпосылки для отождествления генетических и функциональных связей элементов метода. Предполагается, что генезис научного метода всецело предопределен событиями, связанными с успешным осуществлением той или иной целесообразной совокупности действий и ее операциональным анализом, где рефлектирующая мысль движется от анализа успешных познавательных действий к другим гносеологическим реалиям.
Наиболее полно такой подход был реализован в операциона-лизме — до недавнего времени очень влиятельном философском течении. Однако в операционализме осталась непреодоленной возникшая на этом пути трудность, связанная с вопросом о генезисе самих операций, т.е. эффективных познавательных действий (операций, процедур). Предлагаемый в нем метод проб и ошибок, как способ модификации малопродуктивных и изобретения новых операций, не объясняет, а воспроизводит проблему их генезиса. Во-первых, неясны критерии подбора претендентов для пробы. Во-вторых, если нет отмеченных критериев, то остается вариант сплошного перебора — практически совершенно нереальный. В-третьих, ориентация на пробы, "незамутненные" воздействиями, привходящими из сферы наличного знания, выглядит просто несерьезным занятием на фоне все новых фактов, показывающих нагруженность познавательных и рефлексивных действий.
Изложенные представления о системных элементах научного метода и их функционально-генетических связях даже на первый взгляд свидетельствуют о многоуровневости и содержательном разнообразии связей метода с другими гносеологическими реалиями и ориентируют на охват многочисленных сфер и факторов, воздействующих на процесс создания его продуктивного потенциала. Ведущее значение при этом имеет понятие предметно-концептуального содержания метода, которое можно рассматривать в рамках процесса разработки продуктивного метода как самостоятельную форму научного поиска. В рамках данного процесса — это не зафиксированное в какой-то общепринятой форме научное предметное знание и даже не один из содержательно устоявшихся элементов метода, известный по научным текстам под названиями "теория метода", "принцип метода", а динамичный функциональный конструкт, манипулируя которым, исследователь создает продуктивный потенциал разрабатываемого метода. Каким образом и за счет чего? Ответ на эти вопросы связан с анализом процедуры обоснования научного метода.