Функциональные состояния и работоспособность в процессе выполнения профессиональной деятельности

Продуктивность деятельности определяется многими внешними факторами. Для обозначения внутренних, субъектных факторов, влияющих на продуктивность труда, введен термин работоспособность.

Широкое понимание термина работоспособность предполагает, что последняя формируется в общем и профессиональном обучении, зависит не только от владения знаниями и умениями, но и от определенного уровня воспитанности личности, умения подчинить свое поведение социальным целям, нормам. Результативность и качество работы субъекта труда, проявляющиеся в профессиональном поведении, обозначают терминами продуктивность или эффективность, производительность труда.

Различают общую и профессиональную, оптимальную, экстремальную, пониженную, потенциальную и актуальную работоспособность.

Кривая работоспособности представляет собой изменение продуктивности испытуемого. С точки зрения результативности труда и качества переживаний работника выделяются благоприятные, желательные функциональные состояния и неблагоприятные функциональные состояния, которые могут негативно отразиться на развитии личности и здоровье работника, а также на результатах его труда (острое утомление и переутомление, монотония, сенсорная депривация, стресс, профессиональное «выгорание»).

Функциональные состояние человека в профессиональной деятельности - это разнообразные виды состояний человека, оказывающих благоприятное или отрицательное влияние на протекание трудовой деятельности. Традиционно исследуемые виды функциональных состояний: утомление, монотония, напряженность, различные формы психологического стресса и состояния, вызываемые воздействием экстремальных факторов физической природы.

Понятие функционального состояния вводится для характеристики эффективностной стороны деятельности или поведения человека. Этот аспект рассмотрения проблемы предполагает решение вопроса о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять конкретный вид деятельности.

Все многообразие форм поведения человека обусловлено их качественной специфичностью, что определяется в первую очередь предметной направленностью деятельности и ее мотивацией. В то же время разные формы активности человека можно охарактеризовать и интенсивностью их проявления. Под этим обычно подразумевается степень актуализации психофизиологических ресурсов индивида, потребовавшаяся для выполнения определенного поведенческого акта в конкретных условиях.

Различные формы поведения человека рассматриваются на фоне состояний, определяющего разные степени готовности к выполнению деятельности и ее последующее течение.

Анализ причин, определяющих особенности процесса формирования функциональных состояний объясняет многообразие факторов, вызывающих изменения функциональных состояний. Наиболее распространенной является дихотомическая классификация факторов, в основе которой лежит выделение двух основных категорий факторов – внешних и внутренних. В отдельных случаях оговаривается существование промежуточной группы – факторов взаимодействия, отражающих особенности взаимосвязи между характером воздействующей внешней причины и индивидуальными возможностями субъекта. Более содержательная классификация факторов связана с выделением основных таксономических единиц - анализ структурных компонентов профессиональной деятельности. На формирование функционального состояния человека оказывает влияние структура и содержание каждого из базовых компонентов трудовой деятельности.

Полноценное выполнение трудового задания предполагает нормальный режим функционирования всех звеньев системы «человек-машина-производственная среда». Для оценки эффективности работы этой системы в эргономических исследованиях обычно используется понятия: надежность, цена деятельности, допустимость затраченных усилий, а также прогноз относительно изменений в уровне надежности функционирования системы.

Классификация функциональных состояний носит выраженный прагматический характер. Одним из оснований классификации являются критерии надежности. С помощью критериев надежности функциональное состояние определяются с точки зрения способности человека выполнять деятельность на заданном уровне. По показателям цены деятельности дается оценка функционального состояния со стороны степени истощения сил организма и, в конечном итоге, влияния его на здоровье человека.

Основанием для классификации является допустимость или недопустимость определенного функционального состояния с точки зрения указанных критериев. Таким образом, все множество функциональных состояний делится на два основных класса – допустимых или недопустимых, утомления и перехода его в различные формы переутомления (оценка по критерию цены деятельности). Существует обширная группа предпатологических – пограничных – состояний, возникновение которых может привести к болезни.

Другой классификацией функциональных состояний является выделение двух основных групп на основании критерия адекватности ответной реакции человека (формируемого функционального состояния) требованиям выполняемой деятельности. Согласно этой концепции все состояния человека можно разделить на две группы – состояния адекватной мобилизации и состояния динамического рассогласования.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите виды функциональных состояний человека в профессиональной деятельности.

2. Какие виды стресса встречаются в профессиональной деятельности?

В терминологическом словаре необходимо раскрыть содержание понятий: внешние и внутренние факторы, определяющие продуктивность деятельности; функциональные состояния человека в профессиональной деятельности; кривая работоспособности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: