Управление стрессами в профессиональной деятельности может осуществляться различными способами. Традиционно выделяются три направления: организационное, медицинское, психологическое.
Организационная парадигма. В данной парадигме мероприятия направлены на максимально возможное снижение стрессогенности рабочей среды и организационной культуры, оптимизацию рабочих нагрузок, внедрение новых, более совершенных технологий работы.
Медицинская парадигма. В рамках данного подхода стресс рассматривается как личная проблема, поэтому помощь адресована конкретному человеку. Для оказания помощи используется широкий спектр терапевтических и профилактических методов
Психологическая парадигма. По своему содержанию данная парадигма подразделяется на два основных подхода:
1. Психопрофилактика стресса (консультативная поддержка), которая направлена на снижение индивидуальной уязвимости к стрессу и повышение устойчивости к стрессу у работников.
2. Собственно психологическая помощь, направленная на преодоление уже приобретенных стресс–синдромов, личностных деформаций или заболеваний стрессогенного происхождения.
|
|
В общепсихологическом плане проблема стрессоустойчивости представлена в рамках теорий личности (G. Allport, H. Eysenk, R. Cattel, C. Rogers и др.); теории мотивации достижения (D. McClelland и др.); теории гомеостаза (U. Kennon) и стресса (Г. Селье); теории темперамента и свойств нервной системы (И.П. Павлов, И.М. Сеченов, и др.); теории установок (Д.Н. Узнадзе); теории надежности деятельности (Б.Ф. Ломов и др.) концепции профессионального самосознания (Л.М. Митина).
Двойственная природа проявляется при рассмотрении стрессоустойчивости как свойства, влияющие на результат деятельности (успешность – неуспешность) и как характеристики, обеспечивающей гомеостаз личности, а также системы, позволяющей рассматривать стрессоустойчивость как показатель деятельностный и личностный. Иными словами, стрессоустойчивость – способность человека переносить существенные интеллектуальные и эмоциональные перегрузки без особого ущерба для собственного здоровья и для качества выполняемой работы.
Многие исследователи (А.А. Реан, А.А. Баранов) стрессоустойчивость связывают с результирующей стороной деятельности – продуктивностью, которая напрямую связана с профессиональным мастерством, определяющимся уровнем развития знаний, умений и навыков.
Стрессоустойчивость – способность человека переносить существенные интеллектуальные и эмоциональные перегрузки без особого ущерба для собственного здоровья и для качества выполняемой работы.
|
|
Для этого используются различные формы психокоррекции и обучения. Данные подходы дополняют друг друга, но каждый из них имеет свою специфику. Профилактика стресса ориентирована, прежде всего, на устранение потенциальных источников стресса – не только во внешнем, но и во внутреннем мире человека. Особое значение здесь имеет обучение навыкам психической саморегуляции, которые при комплексном и грамотном применении позволяют повысить общий уровень работоспособности человека и эффективно восстановить затраченные ресурсы в ситуациях повышенного напряжения.
Проблема противодействия стрессу получила отражение в понятии «копинг» как психологическое преодоление или совладание, включающее комплекс способов и приемов преодоления дезадаптации и стрессовых состояний. «Копинг»-стратегия включает в себя многообразные формы активности человека, оно охватывает все виды взаимодействия субъекта с задачами внешнего или внутреннего характера, с трудностями, которые необходимо разрешить, избежать, взять под контроль или смягчить.
Копинг – это процесс, который все время изменяется, поскольку личность и среда образуют неразрывную, динамическую взаимосвязь и оказывают друг на друга взаимное влияние. Стресс - это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. Именно индивид оценивает ситуацию как стрессовую или нет. Индивиды оценивают для себя величину потенциального стрессора, сопоставляя запросы среды с собственной оценкой ресурсов, которыми они владеют, чтобы справиться с этими самыми запросами.
Согласно теории преодоления стресса процесс реакции на стрессовую ситуацию состоит из двух этапов:
1.Первичная оценка позволяет индивиду сделать вывод о том, что ему сулит стрессор – угрозу или благоденствие.
2.Вторичная когнитивная оценка считается основной, оцениваются собственные ресурсы и личностные факторы, такие как:
- эмоциональная стабильность;
- психологическая выносливость – это убеждения человека, их стойкая система;
- умение ставить цель, умение видеть смысл в том, что делаешь;
- используемый тип психологической защиты;
- состояние, в котором находится в момент стресса;
- предрасположенность к состоянию страха и гнева.
Стадии оценки могут происходить независимо и синхронно. Результатом соотношения первичной и вторичной оценки является решение о приоритетном для организма типе реакции на стресс, выработка копинг-стратегий.
Психологическая защита это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний. Ограждение происходит путем вытеснения информации противоречащей Я - концепции. Принцип психологической защиты заключается в ослаблении внутриличностного напряжения, путем искажения существующей действительности или приводя организм к следующим изменениям: психическим перестройкам, телесным нарушениям (дисфункциям), проявляющимся в виде хронических психосоматических симптомов, изменениям способов поведения.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение понятию стрессоустойчивость.
2. Назовите причины возникновения стрессов в профессиональной деятельности.
3. Основные стратегии преодоления стрессов.
4. В чем суть психологических защит для организма?
5. В терминологическом словаре необходимо раскрыть содержание понятий: стресс, стрессоусойчивость, копинг, копинг-стратегия, психологическая защита, профилактика стресса.