Приоритетные направления совершенствования налога на доходы физических лиц

В России, как и в большинстве стран мира, налог на доходы с физических лиц (НДФЛ) - один из главных источников доходной части бюджета. Его доля в бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. НДФЛ связан с потреблением, он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога.

В России с самого начала установления единой ставки НДФЛ в 13% не прекращаются споры о социальной несправедливости такого обложения и необходимости введения по данному налогу той или иной схемы прогрессивной шкалы. Именно восстановление прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц может дать существенный дополнительный вклад в бюджет государства. Простое, механическое изменение системы ставок НДФЛ является экономически неверным. Потребуется комплексная коррекция многих составляющих налоговой системы. Пересмотр налоговых ставок необходимо проводить с учетом следующих принципов. Необходимо разграничить доходы по характеру источника их получения: «трудовые», «рентные» (возмездное предоставление третьим лицам отдельных прав на активы, принадлежащие налогоплательщику) и, так называемые, «пассивные» доходы, получение которых не связано с деловой активностью налогоплательщика. Чрезвычайно важно, чтобы налоговое бремя было минимальным в отношении трудовых доходов и максимальным в отношении пассивных. Введение прогрессивной шкалы НДФЛ потребует также пересмотра действующих ставок и порядка обложения дивидендов[26].

Таблица 3 -Сравнение налоговой нагрузки при выплате заработной платы и дивидендов физическому лицу (налоговому резиденту) российской компанией в 2014 году

Наименование налогов Зарплатные налоги, % Дивиденды, %
НДФЛ    
Страховые взносы   -
Общая сумма    

В связи с необходимостью пересмотра отношения государства к дивидендам потребуется и пристальное внимание к проблеме вывода доходов и капитала за границу, к проблеме оффшоров.

Еще одним вариантом совершенствования налогообложения доходов физических лиц является развитие системы «семейного» налогообложения. В настоящее время используется в основном система индивидуального налогообложения доходов физических лиц - объектом налогообложения является доход одного физического лица. При этом такая система имеет элементы «семейного» налогообложения.

Суть и смысл «семейного» налогообложения состоит в том, что семья рассматривается как единая экономическая общность с общими доходами и потреблением, поэтому при налогообложении семьи должна учитываться ее фактическая способность к уплате налогов. Целью такого правового регулирования является реализация социальной справедливости, стимулирование создания института семьи, создание дополнительной защиты прав семьи, не ущемление ее прав по сравнению с одинокими гражданами в сфере налогообложения.

Введение в качестве объекта налогообложения дохода всей семьи будет направлено на ее защиту и позволит обеспечить справедливое перераспределение налоговой нагрузки между налогоплательщиками с раз­личным составом семей, снижение трудовых и временных затрат на административное обслуживание данного налога. Одной из мер в реформировании НДФЛ должно стать увеличение стандартного налогового вычета до размера прожиточного минимума. Так как на территории РФ прожиточный минимум колеблется в зависимости от уровня жизни того или иного региона, то необходимо издавать нормативные акты для каждого субъекта, вследствие чего прожиточный минимум и соответственно стандартный налоговый вычет для каждого субъекта будет свой.

Учитывая опыт Франции, США, Германии, целесообразным является предоставление социальных льгот при взимании налога с доходов физических лиц не отдельным физическим лицам, а семьям как субъекту налогообложения. Это дало бы возможность оставлять доходы в семьях, имеющих на иждивении нескольких лиц. Семья, таким образом, могла бы максимально использовать полученные доходы ее трудоспособными членами, а не рассчитывать на субсидии, пособия из фондов социального страхования. Это будет стимулировать трудоспособное население к легального увеличения своих доходов и снизит стремление к уклонению от налогообложения. Такой подход позволил бы снизить налоговую нагрузку на различные слои населения в зависимости от семейного положения, количества детей, состояния здоровья и других факторов. По нашему мнению, практику семейного налогообложения следует предусмотреть и в России через внесение соответствующих изменений в законодательство, регулирующее налогообложение доходов физических лиц.

Предпринимательская деятельность без создания юридического лица в странах Европейского Сообщества, в основном, облагается аналогично доходов физических лиц - по прогрессивной шкале. Этим подтверждается соблюдения одного из основных критериев налогообложения - нейтральности, когда до всех налогоплательщиков, независимо от их юридической формы, типа хозяйственной деятельности, размера, доходности, применяются одинаковые подходы к определению состава объекта налогообложения, налоговой ставки, обязанностей по регистрации, представления документов и составления отчетности. Поэтому и налоговая нагрузка является одинаковым как для частного предпринимателя, так и для корпорации, если они занимаются одинаковым бизнесом.

В то же время, можно привести некоторые примеры применения упрощенных технологий налогообложения в других странах. В частности, французское налоговое законодательство предусматривает применение упрощенного налогообложения для так называемых микропредприятий, под которыми понимают физических лиц - плательщиков подоходного налога, годовой объем которых в сфере торговли и предоставления услуг не превышает установленного предела. При налогообложении применяется нормативный метод, согласно которому доходы уменьшаются на определенный процент в зависимости от вида деятельности, а именно: для торговых операций доход уменьшается на 70 %, в сфере предоставления услуг - на 50 %, для других видов деятельности - на 35 %. Аналогичная система определения чистого дохода по нормам предусмотрена и в России, но она не получила практического распространения, прежде всего, через низкий уровень норм расходов. Через это предпринимателям невыгодно применять его, несмотря на необязательность документального подтверждения расходов. Причем это касается наиболее распространенных видов деятельности, таких, как розничная торговля (25 %), предоставления услуг (25 %), сдача в аренду жилья (25 %), посредническая деятельность (5 %). Следовательно, данный способ вычисления чистого дохода с целью налогообложения имеет перспективы и в нашем государстве, но только при существенном пересмотре норм расходов.

Полезным также является опыт налогообложения предпринимателей во Франции, занимающихся торговой, другой коммерческой деятельностью и предоставлением услуг по дифференциации предельных объемов годовой выручки, которая варьируется в зависимости от видов деятельности.

Нужно также обратить внимание и на то, что современная финансово-экономический кризис требует разработки инструментария антикризисного налогового регулирования. В частности, меры по прямого стимулирования эффективной занятости реализуются лишь в двух странах (США и Германия), но другие страны широко используют меры косвенного воздействия, к которым можно отнести стимулирования инвестиций и уменьшение налоговой нагрузки на выплаты по оплате труда. Таким образом, мы не можем говорить о сбалансированной национальной экономике и экономическом росте пока государство плоско облагает доходы, не отслеживает их законность, не контролирует расходы. Анализируя вышесказанное, можно сделать вывод, что в методике расчета НДФЛ России есть что совершенствовать и заимствовать у зарубежных стран.

Осуществив исследования налоговых систем стран Европы, стоит выделить следующие тенденции в сфере налогообложения личных доходов населения:

- использование прогрессивной шкалы налогообложения: Великобритания, Франция, Швеция, Италия, Бельгия, Кипр, Австрия;

- использование малопрогресивной шкалы налогообложения: Польша, Литва, Дания;

- использование плоской шкалы налогообложения: Болгария, Россия, Венгрия, Черногория, Латвия, Чехия, Словакия, Румыния;

- до высшего совокупного дохода применяются более высокие ставки налогообложения: все страны;

- до низкого уровня совокупных доходов применяются налоговые льготы: все страны;

- вывод из базы налогообложения фиксированной суммы, независимо от совокупной величины дохода: Польша, Великобритания, Германия, Дания;

- вывод из базы налогообложения фиксированной суммы, если доходы налогоплательщика не превышают установленного минимального уровня: Швеция, Венгрия, Италия, Австрия, Словакия;

- наличие общегосударственных и местных ставок налогов на трудовые доходы населения: Швеция, Италия, Бельгия, Дания;

- особые условия налогообложения пенсий и доходов лиц, достигших 65 - летнего возраста: Болгария, Великобритания, Швеция, Австрия;

- ограничена количество случаев для предоставления налоговых льгот, налогового кредита и других увольнений в налогообложении.

Из проведенных исследований делаем вывод, что в странах с высокой налоговой нагрузкой на доходы физических лиц, уровень минимальной заработной платы, охраны здоровья населения и экономического развития страны в целом е значительно выше, чем в странах, где применяется плоская или малопрогресивна шкала налогообложения. В то же время, такая тенденция обеспечивается еще и высоким уровнем ВВП на душу населения, который (ВВП) создается не только благоприятным инвестиционным климатом как для резидентов, так и для нерезидентов страны, но и, очевидно, за счет эффективной и прозрачной системы налогообложения. Престижность уплаты налогов плательщиками в странах Европы, очевидно, связана с обеспечением предоставления адекватных размера уплаченных налогов социальных гарантий и благ налогоплательщику и, не в последнюю очередь, со значительными действенными санкциями за сокрытие доходов от налогообложения.

Неэффективность же налоговой системы России в большой степени является следствием социально-экономического развития государства. В данном случае налицо проблема низкой налоговой базы, вследствие недостаточно развитого реального сектора экономики. С другой стороны, существует проблема дефицита финансирования социальной инфраструктуры общества для поддержки определенных Конституцией социальных стандартов. А это побуждает к повышению фискальной эффективности взимания налогов. Достичь поставленных перед государством задач возможно лишь при сбалансированной взаимодействия между государством и налогоплательщиками, а также установления справедливого (адекватного оказанным услугам), налогообложению, то есть гармонизировать интересы обеих сторон, ведь одним из основных мотивов уклонение от уплаты налогов е не столько желание сохранить максимальную прибыль, сколько осознание бедности услуг, которые предоставляет государство, уровню уплачиваемых налогов.

Именно поэтому, направлениями совершенствования функционирования и администрирования налога на доходы физических лиц от заработной платы в России считаем следующие:

- увеличение прогресии ставок налогообложения (с целью обеспечения принципа справедливости в налогообложении и руководствуясь правилом «богатые могут платить больше)

- повышение минимального уровня заработной платы (с целью обеспечения минимально достаточного вознаграждения за труд, содействие эффективной занятости, рост престижности труда и уменьшения: «теневой» занятости);

- установление фиксированной суммы вычитается из налогооблагаемой базы или выведение из-под налогообложения суммы дохода, что не превышает установленного минимального уровня (с целью обеспечения каждого человека суммой дохода, необходимого для удовлетворение минимальных месячных потребностей и ее нормальной жизнедеятельности - на уровне прожиточного минимума);

- введение местных ставок налога (для расширения базы финансирования местных бюджетов с целью повышения экономического развития и благосостояния территориальной единицы по месту регистрации плательщика, с целью обеспечения эквивалентности полученных услуг плательщиком согласно суммы уплаченного налога).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: