В середине 1980-х гг. основной проблемой в СССР считались низкие темпы роста экономики. Поэтому на апрельском Пленуме ЦК КПСС в 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны. Его обусловили 4 причины: 1) нерешенность социальных проблем - продовольственной, жилищной, производства товаров и услуг и т.п.; 2) угроза потери военно-стратегического паритета; 3) необходимость освобождения экономики страны от западных поставок средств производства, определявших НТП; 4) необходимость прекращения сокращения темпов экономического роста, предотвращения экономического кризиса. Ускорение понималось как повышение темпов развития экономики и как новое качество роста - интенсификация производства на базе НТП.
Новый курс сопровождался провозглашением активной социальной политики. Руководство определило 6 стратегических задач повышения благосостояния населения, среди которых особо выделялись продовольственная и жилищная.
Для успеха преобразований требовалось активное участие в них народа. В связи с этим особое внимание уделялось активизаций человеческого фактора с помощью материальных благ и внеэкономических стимулов - укрепления трудовой дисциплины, развития соревнования, гласности, т.е. разрешенной критики недостатков. Для оздоровления общества в 1985 г. началась антиалкогольная кампания. Она оказалась не только непопулярной среди населения, но и еще болезненно ударила по государственному бюджету, лишив его львиной доли доходов.
|
|
В июне 1987 г. на пленуме ЦК КПСС была провозглашена реформа системы управления государственными предприятиями, смысл которой состоял в переходе от административных к экономическим методам руководства. Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, им предоставлялась возможность самостоятельно выбирать партнеров, закупать сырье и продавать продукцию, в том числе за границу. Трудовые коллективы получили право выбирать руководителей и контролировать производство.
Экономические трудности первых лет перестройки, особенно в производстве товаров и услуг населению, вынудили правительство пойти на создание в стране многоукладной экономики. Были приняты два закона, открывавшие простор для коллективного и частного предпринимательства, - об индивидуальной трудовой деятельности (1986 г.) и о кооперации (1988 г.). Полигоном для реформ стало сельское хозяйство, где последовательно вводились коллективный подряд, аренда, а в 1989 г. было признано равенство всех форм хозяйствования, включая фермерство. Однако многоукладности в советской экономике не получилось.
|
|
На XIX партконференции было признано, что от стратегии ускорения надо отказаться и заняться более глубоким реформированием экономики, подкрепив его реформой политической системы. Однако дальнейшие попытки изменить ситуацию проваливались, а народное хозяйство страны погружалось все глубже в кризис. Нарастал дефицит потребительских товаров, усиливалась инфляция, началось сокращение объемов производства. В обществе увеличивалось социальное напряжение. Летом 1989 г. начались массовые забастовки в стране. Первыми выступили шахтеры.
Практика перестроенных лет показала, что необходимо отказаться от планово-распределительной экономики и начать перестройку отношений собственности. Весной 1990 г. была провозглашена новая цель экономического реформирования - переход к регулируемому рынку. Новая модель экономического развития страны строилась на сочетании плана и рынка. Правительство планировало с 1991 г. начать "арендизацию экономики" и до 1995 г. перевести на аренду 20% промышленных предприятий.
Критики идеи "регулируемого рынка", считавшие сочетание плана и рынка нелепостью, "жареным льдом" (С. Шаталин и др.), разработали более радикальную программу "500 дней", предусматривавшую поэтапную "приватизацию экономики". Но она не была принята Верховным Советом СССР.
Под правительственную программу арендизации экономики стала подводиться законодательная база. Было принято более 100 законов, в том числе о собственности, о земле. Но они "не работали". Страна распадалась на отдельные экономические районы, рвались народнохозяйственные связи. Ситуация резко ухудшилась после краха социалистической системы и ликвидации СЭВ.
Радикальная часть советского руководства признавала, что задуманная смена модели экономического развития страны невозможна без помощи стран Запада, поскольку речь шла о возвращении СССР в орбиту мировых хозяйственно-экономических связей. Группа советских экономистов во главе с Г. Явлинским совместно с учеными Гарвардского университета (США) разработала программу перехода СССР к рынку, рассчитанную до 1997 г. Предполагалось, что страны семерки (США, Англия, Франция, ФРГ, Италия, Канада и Япония) примут ее за основу своих взаимоотношений с СССР. Однако план остался нереализованным. Августовские события 1991 г. в корне изменили ситуацию в стране. Советские республики стали "разбегаться", пытаясь решить свои экономические проблемы самостоятельно. Единое народнохозяйственное пространство СССР распалось. Осенью 1991 г. страна оказалась перед угрозой экономического краха.