Оценка страновой диверсификации деятельности и анализ показателей ее динамики

В соответствии со стратегией диверсификации /концентрации деятельности компания может [7, с. 111—117]:
1. Осуществлять диверсификацию деятельности:
а) путем расширения географии (увеличения количества стран, в которые экспортируется продукция);
б) с помощью более равномерного распределения усилий по странам, в которые экспортируется продукция. В этом случае структура экспорта во все страны также более равномерная.

2. Концентрировать усилия:
а) не расширяя географию деятельности;
б) с помощью неравномерного распределения деятельности по странам, сосредоточивая усилия на одной или нескольких странах. В данном случае структура экспорта в разные страны обычно неравномерная.

Итак, страновую диверсификацию деятельности увеличивают: 1) повышение равномерности распределения деятельности (экспорта) по странам; 2) расширение ее географии.

Анализ процессов концентрации, основанный на изучении структуры объектов, в экономико-статистических исследованиях проводится с помощью коэффициента Герфинделя. Однако при исследовании страновой диверсификации / концентрации деятельности гораздо более важным является анализ показателей не концентрации, а диверсификации как одного из способов повышения гибкости компаний. Поскольку диверсификация — это процесс, противоположный концентрации, то коэффициент диверсификации (Кд) может быть определен по формуле:

Кd = 1 - Кк,

где Кк — коэффициент концентрации Герфинделя, который определяется следующим образом [14, с. 87]:

где d удельный вес i-го объекта в общем итоге изучаемого показателя; доли ед.;
  n количество объектов.

Рассмотрим анализ динамики коэффициента страновой диверсификации деятельности, используя условные данные таблицы 2.

Таблица 2

Структура экспорта продукции организации «Х» (в процентах)

№ п/п Страны 2004 г. 2005 г.
  Япония    
  Германия    
  Франция    
  США    
  Итого    
  в среднем 33,3  

Рассчитаем коэффициенты диверсификации деятельности по данным таблицы 2:

2004 г.:

Кд = 1 — (0,52 + 0,32 + 0,22) = 1 — 0,38 = 0,62 или 62%;

2005 г.:

Кд = 1 – (0,32 + 0,22 + 0,352 + 0,152) = 1 – 0,275 = 0,725 или 72,5%.

Чем ближе коэффициент страновой диверсификации деятельности к 1,0 (или к 100%), тем выше диверсификация (коэффициент диверсификации не может быть равен 1,0, так как это означало бы равномерное распределение деятельности на все страны мира). Если коэффициент диверсификации ниже 0,5 (50%), то концентрация деятельности больше, чем диверсификация. Чем ближе Кд к нулю (0%), тем ниже диверсификация. Нулевая диверсификация означает ограничение экспорта продукции организации только в одну страну (или группу стран, если анализ осуществляется по группам).

Согласно нашим расчетам страновая диверсификация деятельности по организации «Х» была в 2004 г. не особенно высокой (62%). В то же время в 2005 г. она увеличилась по сравнению с 2004 г. на 10,5 пункта (72,5–62,0).

Коэффициент диверсификации деятельности подвержен в динамике влиянию расширения (или сужения) географии деятельности, но не ее качественного изменения с точки зрения участвующих в анализе структуры экспорта стран (или групп стран). Поэтому при исследовании динамики страновой диверсификации деятельности следует специально указывать на произошедшие качественные изменения в составе стран (или их групп), если они имели место. В нашем примере организация «Х» в 2005 г. начала экспорт своей продукции в США.

При исследовании показателей диверсификации деятельности представляет интерес анализ влияния факторов на их изменение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: