Учебная дисциплина «Конфликтология» относится к циклу специальных дисциплин и представляет собой отдельную область научного знания, базирующуюся на результатах изучения конфликтов представителями психологии, педагогики, искусствоведения, истории, математики, политологии, правоведения, социологии и философии.
Изучение дисциплины «Конфликтология» основывается на освоении следующих дидактических единиц.
Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии. Природа социального конфликта. Источники и причины его возникновения. Позитивные и деструктивные функции. Структурные элементы конфликта. Процесс и динамика конфликта.
Проблема типологии конфликтов. Человеческий фактор в конфликте. Проблема эмоций и психологической несовместимости. Типы конфликтных личностей. Типичное поведение в конфликтной ситуации (тест К.Килмена). Характеристика основных стилей: конфронтация, избегание, приспособление, компромисс, сотрудничество.
|
|
Проблема коммуникаций в конфликтных ситуациях. Коммуникации как источник конфликта. Коммуникации как процесс с обратной связью. Механизм искажения информации. Основные функции коммуникаций. «Барьеры» коммуникаций.
Прогнозирование конфликтов. Характеристика соционических психотипов. Классификация конфликтных личностей и их поведенческие характеристики. Принципы профилактики конфликта. Технология предупреждения конфликтов: информационные, коммуникативные, социально-психологические, организационные. Этапы регулирования конфликта. Оптимальные управленческие решения как условие предупреждения конфликтов. Компетентная оценка результатов деятельности как условие предупреждения конфликтов
Основные формы завершения конфликта. Формы и критерии завершения конфликтов. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликта. Логика, стратегии и способы разрешения конфликта.
Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны. Понятие о медиации. Результаты участия медиатора в разрешении конфликтов. Этапы медиации. Социальное партнерство как форма обеспечения взаимной заинтересованности наемных работников и предпринимателей. Предметы и субъекты социального партнерства. Условия создания в коллективе психологической атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. Роль и значение переговоров в урегулировании конфликтов. Участие профсоюзов в решение вопросов социально-трудовых отношений. Коллективное воздействие на конфликтное поведение своих членов.
Способы предупреждения и разрешения конфликтов в сфере управления. Роль оптимизации управленческой структуры и научной организации труда в предупреждении управленческих конфликтов. Принцип гласности и социальной справедливости в управленческой деятельности как факторы предупреждения конфликтности. Подбор и расстановка кадров как средство предупреждения и разрешения конфликтов в сфере управления.