«Чтобы я победил, ты должен проиграть» - _______________________________
«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть» - ______________________________
«Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть» - __________________________
«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть» - _______________________________________________________________
«Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что я в этом участия не принимаю» - ___________________________________________________.
«Я» - и «ТЫ» - высказывания
«Ты» – высказывание – это высказывание, в котором делается акцент на личности или поступках собеседника. Может содержать обвинение, критику, угрозы, оскорбления.
Например:
«Если бы не ты, я бы …», «Из-за тебя я …», «Если ты еще раз …, я …»
«Только такой глупец как ты мог это сделать…», «Нельзя же быть таким …»
«Я» – высказывание– это высказывание, в котором делается акцент на чувства говорящего по поводу ситуации. Не содержит обвинений, угроз, критики, нет унижения и оскорбления собеседника.
Например:
«Когда урок интересен, а кто-то мешает слушать, я чувствую сильную тревогу и раздражение. И мне бы хотелось найти мирное решение этой ситуации».
|
|
«Формула» «Я» - высказывания:
- Описание ситуации: «Когда…»
_______________________________________________________________
2. Описание своих чувств: «Я чувствую…»
_______________________________________________________________
3. Описание своих желаний: «И мне хочется…»
_______________________________________________________________
«Ты» – высказывание | «Я» – высказывание |
1. «Мне уже надоело постоянно тебе все объяснять по несколько раз!» | 1. |
2. «Если бы не твоя медлительность, мы бы не опоздали!» | 2. |
3. «Другого я от тебя и не ожидал(а)…» | 3. |
Шаги разрешения конфликтной ситуации
1. Выявить скрытые и явные причины конфликта
2. Выявить интересы и цели конфликтующих
3. Понять доводы аргументы оппонентов
4. Дать партнеру (-ам) «выпустить пар», сохраняя спокойствие
5. Отделить отношения и эмоции от самой проблемы
6. Искать разумное решение с учетом интересов обеих сторон.
Правила поведения в конфликтной ситуации
1. Нельзя критически оценивать партнера
2. Не использовать конфликтогены
3. Создавать позитивную установку в конфликтной ситуации
4. Не приписывать партнеру изначально плохие намерения
5. Не фиксироваться только на своей позиции
6. и т.д.