Рекомендации по защите рукавных линий от обледенения

При работе подразделений по тушению пожаров в условиях низких температур, в том числе на объектах энергетики, необходимо руководствоваться следующим.

1. В пожарных частях, расположенных в условиях экстремально низких температур, рекомендуется организовывать заправку емкостей пожарных автоцистерн горячей водой и контролировать ее температуру в течение дежурства.

2. Использовать для забора воды близлежащие водоисточники, отдавая преимущества пожарным гидрантам и утепленным пожарным водоемам, а также незамерзающим водоемам оборотного цикла объектов энергетики.

3. Забор воды из естественных водоисточников осуществлять с максимально возможной глубины, так как температура воды на глубине выше, чем в верхних слоях.

4. При заборе воды из водоисточников сначала следует подать воду из насоса в свободный патрубок и только при устойчивой работе насоса подавать воду в рукавную линию.

5. При температуре воздухе до -40°С для прокладки магистральной рукавной линии преимущество отдавать пожарным напорным рукавам с латексным гидроизоляционным слоем, так как их теплоизолирующая способность выше, чем у прорезиненных рукавов. Напорные рукава с латексным гидроизоляционным слоем при температуре воздуха ниже -40 °С не подлежат эксплуатации, так как латексный гидроизоляционный слой становится хрупким и может разрушаться.

6. После проведения полного развертывания подача воды в линию должна быть осуществлена без промедления. При этом следует обеспечить движение переднего фронта потока воды по линии с максимальной скоростью. Для этого необходимо перед открытием напорного патрубка создать давление на насосе, равное 0,3...0,4 Мпа (при большем давлении будет затруднено открытие патрубка). Одновременно с открытием напорного патрубка следует повысить давление на насосе до 0,6...0,7 Мпа (при подаче от водоисточников) и до 0,5 Мпа (при подаче от автоцистерны). В результате этого значительно увеличится скорость движения переднего фронта потока по линии. С увеличением скорости потока уменьшится интенсивность охлаждения воды и вероятность появления шуги в линии при заполнении ее водой. При этом насос должен работать на повышенных оборотах с не полностью открытым вентилем напорного патрубка, т.к. это может повысить температуру воды в рукавах за счет трения ее о рабочее колесо и стенки корпуса насоса.

7. Не рекомендуется при тушении пожаров в условиях низких температур заблаговременно осуществлять прокладку резервных магистральных линий. Уже через 20...30 мин после прокладки внутренняя часть рукавов охлаждается до температуры окружающего воздуха. Эластичность материала рукавов значительно снижается. При подаче воды в такую линию происходит интенсивное ее охлаждение, имеется большая вероятность появления шуги в воде и закупорки всей линии.

8. Целесообразно количество рукавов, которое необходимо для прокладки резервной линии, содержать в отсеках или утепленной кабине одного пожарного автомобиля. При значительном уменьшении расхода воды в основной линии осуществить прокладку резервной линии и подачу в нее воды.

9. Недопустимо использовать при тушении пожаров неисправные рукава. Незначительные свищи и протечки способствуют образованию наледи на рукавах. Это при разборке рукавных линий может привести к разрушению рукавов.

10. Если рукав в линии оказался поврежденным, то необходимо произвести его замену. Перед заменой поврежденного рукава необходимо уменьшить до минимума давление на насосе, только после этого производить отсоединение поврежденного рукава. В первую очередь отсоединяется рукавная головка испорченного рукава, которая находится ближе к пожарному автомобилю. Затем присоединяется новый рукав, прокладываемый по ходу испорченной рукавной линии к месту соединения со второй рукавной головки поврежденного рукава, на ее место присоединяется новый рукав. Затем плавно подается давление в насосно-рукавную систему.

11. Не рекомендуется зигзагообразная прокладка рукавных линий. Каждый залом или изгиб является источником дополнительного сопротивления в линии и снижает скорость потока на 10...20%, что приводит к усилению интенсивности охлаждения воды.

12. Разветвления являются наиболее чувствительной к замерзанию частью рукавных линий. При наружной установке разветвлений необходимо принимать меры для их утепления (применение современных средств защиты и обогрева, засыпка снегом, ветошью), при возможности устанавливать их внутри зданий.

13. В тех случаях, когда избежать критической длины линии невозможно, следует организовать подвоз горячей воды автоцистернами из заранее определенных мест заправки. Подвозимую горячую воду использовать как для дозировки в магистральные линии, так и для отогрева рукавной арматуры.

14. При начавшемся ледообразовании в рукавной линии недопустим резкий перепад давлений. Это может привести к тому, что часть слоя льда образовавшегося на рукавах и рукавной арматуре может отслоиться и закупорить линию в районе обледеневшей рукавной арматуры. Такая закупорка приведет к обледенению всей линии.

15. Применять при тушении пожаров в условиях низких температур пожарные стволы с большим расходом воды, ограничивать использование перекрывных стволов и стволов-распылителей, не допускать выключения насосов.

16. Утеплять соединительные головки рукавных линий подручными средствами, в том числе снегом.

17. Замерзшие соединительные головки, рукава в местах перегибов и соединений отогревать горячей водой, паром или нагретыми газами (замерзшие соединительные головки, разветвления и стволы в отдельных случаях допускается отогревать паяльными лампами и факелами).

18. При тушении пожаров использовать смачиватели, что снижает расход воды и значительно уменьшает время тушения пожара.

19. Не использовать, по возможности, водоисточники с малым объемом воды, т.к. переустановка пожарного автомобиля на новый водоисточник возможно не позволит задействовать проложенную магистральную линию повторно.

20. Для оперативного ввода в эксплуатацию замерзших напорных пожарных рукавов возможно использование передвижных установок сушки и обогрева пожарных рукавов, например мобильной установки для сушки и талькирования пожарных рукавов, разработанной авторским коллективом Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: