Темы обществоведческого курса

Планируя цели конкретной темы, учитель совершает деятельность в обратной последовательности по отношению к той, которую осуществляли авторы курса или цикла. Отталкиваясь от содержания (здесь уже первично именно оно), представленного в учебнике, в программе, преподаватель выявляет его возможности для реализации общих целей обществоведческой подготовки (они могут быть представлены в виде набора требований в стандарте обществоведческой образования).

Проиллюстрируем сказанное на примере одной из тем курса «Человек и общество». В качестве таковой возьмем тему «Мыслители прошлого и современности об обществе и его развитии». В данном случае основу содержания составляет рассмотрение различных направлений общественной мысли, отражающей зарождающиеся или устоявшиеся духовные ценности различных эпох и цивилизаций. Это позволяет выдвинуть довольно широкий спектр целей, относящихся к ценностно-ориентировочному блоку целевой системы курса. Среди них выделим следующие:

- формировать отношение к духовной жизни общества, идейным и философским исканиям как одной из высших ценностей;

- используя склонность философии к парадоксам, антиномиям, допущениям многозначных выводов способствовать развитию мышления, познавательных возможностей личности;

- обогащать личный опыт самопознания и самооценки, развивать рефлексивные отношения к собственной и чужой мысли, соотнося ее с гуманистическими духовными ценностями; вырабатывать толерантность к мнению, отличному от собственного;

- формировать интерес к многообразию культур;

- вырабатывать отношение к теоретическому плюрализму как необходимому условию развития общественной мысли.

Перейдем к целевому блоку - вооружение знаниями. Здесь неизбежно более дробное структурирование. Это обусловлено сложным составом самих знаний, включающих понятия, отдельные идеи и положения, гипотезы, методологические принципы, концепции и теории. Многие из перечисленных компонентов содержатся в материале названной темы. Помимо теоретического пласта знание включает в себя и определенные фактические данные. В нашем случае - это отдельные факты биографий ученых, философов, чьи идеи рассматриваются в теме, это исторические условия зарождения тех или иных учений, а также материал, конкретизирующий или иллюстрирующий теоретические выводы.

Кроме того, при формулировании целей приходится учитывать и разные уровни усвоения отдельных единиц знания. Так, усвоение понятия может быть задано на уровнях: а) знания термина; б) знания отдельных признаков в их взаимосвязи; в) развернутых определений.

Что касается усвоения идей, теорий, то здесь возможно выделение следующих уровней: а) общее представление на базе первоначального ознакомления; б) системно-логическое осмысление с вычленением ведущих элементов и выявлением связей между ними, в) теоретически-концептуальный уровень, предполагающий осмысление теории, учения как целостности, базирующейся на ведущей парадигме; г) выявление аспектных проблем, пронизывающих обществознание на всем пути его развития с акцентированием их наиболее актуальных сторон в современных условиях.

С учетом сказанного данный целевой блок применительно к первой части курса может выглядеть следующим образом:

1) Формирование знания понятий:

а) на уровне развернутых определений с указанием основных признаком: общество, общественный процесс (регресс);

б) на уровне характеристики или описания отдельных признаков или сторон. К ним можно отнести следующие: сферы жизни общества, общественный договор, гражданское общество, цивилизация, общественно-экономическая формация, общественное разделение труда, экономические интересы, стоимость, социальная революция, духовные ценности, свобода личности.

Отметим, что все приведенные в данном перечне понятия (кроме первого) раскрываются не с позиций современного обществознания, а наполняются тем содержанием, которое они имели в контексте соответствующих теорий.

2) Представление идей, принципов, теорий:

а) на уровне общих представлений рассматриваются: теория общественного договора, идея естественных прав личности человека, идея разделения властей, идея общественного прогресса и универсальных этапов развития человечества, теория рыночной экономики, идея предопределенности и однонаправленности исторического процесса европейской философии нового времени. Более обстоятельно (возможно, на системно-логическом уровне) рассматривается марксистская теория общественного развития;

б) на уровне аспектных проблем рассматриваются: соотношение свободы и предопределенности, свободы и ответственности; соотношение материальных и духовных факторов общественного развития; частная собственность и ее роль в жизни общества и человека.

Последний целевой блок охватывает деятельность, направленную на выработку определенного круга умений. При этом учитываются возможности, как самого содержания рассматриваемой части курса, так и широкого спектра учебно-познавательных заданий. Одной из особенностей изучения этой части выступает широкое привлечение разнообразных источников знаний и информации (фрагментов из философской, философско-религиозной, экономической и социально-политической литературы как научного и научно-популярного, так и публицистического характера). Это позволяет включить в качестве целей развитие умений работы с внеучебным текстом.

В целом в качестве целей изучения первой части курса можно рассматривать выработку следующих интеллектуальных, учебных умений:

1) Видение альтернатив, разных подходов и способов решения проблем.

Реализация этой цели в наибольшей степени способствует рассмотрению учащимися различных вариантов осмысления аспектных проблем. Например, сопоставление взглядов Ф. Гегеля, К. Маркс, французских философов-экзистенциалистов на проблему соотношения свободы и предопределенности общественно-исторического развития человечества. Аналогичным образом могут быть сопоставлены выводы К. Маркса и М. Вебера о роли и значении материальных и духовных факторов в жизни общества.

2) Построение логической цепи суждений.

Задания, нацеливающие на овладение данным умением, могут быть предложены при рассмотрении, в частности, теории общественного договора. Построение цепей причинно-следственных связей, объясняющих с позиций данной теории возникновение и функции государства, поможет среди прочего и лучше уяснить различия в подходе к этому вопросу Д. Локка, Т. Гоббса, Ж.-Ж. Руссо.

3) Конкретизация обобщенной идеи.

Задания этой направленности могут быть использованы при изучении всех вопросов темы.

4) Выяснение обобщающего или исходного принципа теории, учения.

С точки зрения возможностей содержания, наиболее адекватны этой цели такие сюжеты курса, как древнеиндийская и древнекитайская философская мысль.

5) Подведение под ценность.

Овладению данным способом деятельности способствуют задания, предполагающие оценку тех или иных явлений с позиций определенной системы ценностей на базе совокупности критериев. По сути, любой вопрос, изучаемый в первой части курса, может служить содержательной основой для построения такого рода заданий.

б) Овладение различными видами рефлексии, нацеленной, прежде всего на выявление оснований и мотивов собственной деятельности, а также деятельности другого.

В нашем случае речь может идти, о рефлексии в познавательной деятельности. Рассмотрение своей деятельности «со стороны» направляется вопросами типа: «Что я делаю?», «Для чего (почему) я это делаю?», «Каков смысл моих действий?», «Соответствуют ли достигнутые результаты первоначальному замыслу?».

Развитие рефлексии над позицией другого способствует обращение к фрагмента текстов различных авторов.

Обратимся к примеру. Рассматривая понятие «общественный прогресс» и знакомя школьников с различными трактовками возможности и критериев прогресса, учитель может использовать фрагмент из произведения Фр. Ницше «Антихристианин» (Человек и общество. Основы современной цивилизации. Хрестоматия. М.,1992,С.9 или «Сумерки богов». М.,1989, С.20). Автор, отрицая направленность в развитии человечества к лучшему, высшему, утверждал, что прогресс – это сложная идея. После ознакомления с фрагментом учащимся могут быть предложены такие вопросы и задания: дайте анализ приведенных суждений; раскройте смысл данного высказывания; проанализируйте представленные аргументы, их достоверность, непротиворечивость и полноту; определите свое отношение к представленной позиции.

Чтобы лучше уяснить глубинные основания и причины, побудившие философа выдвинуть идею «сверхчеловека», отрицать общественный прогресс, важно, пусть в обобщенном виде, штрихами воссоздать духовную ситуацию европейского сознания второй половины XIX в. Кризисные черты эпохи порождали в ряде случаев уверенность в неизбежной гибели европейской цивилизации. Наиболее сильно эти настроения выразил А. Шопенгауэр, оказавший, в свою очередь, глубочайшее влияние на молодого Фр. Ницше. Таким образом, овладение данным видом рефлексии предполагает введение в исторический контекст соответствующего произведения.

Среди практических учебных умений выделим работу с таблицами и графическим представлением материала по истории общественной мысли. Содержание первой части курса дает возможность совершенствовать и развивать эти умения, закладываемые на более ранних ступенях обучения. Отметим, что характер работы с таблицей может быть различным в зависимости от конкретной целевой установки. Например, сравнение технократической и гуманистической системы ценностей оформляется в табличном виде.

Линия сравнения Технократическая система ценностей Гуманистическая система ценностей
     

Рассмотрим различные варианты работы с таблицей, определяемые педагогической целью.

I вариант. Цель: раскрыть систему технократических ценностей. В этом случае учащимся сообщается содержание первой колонки таблицы (т.е. учителем заранее выделяются линии сравнения), затем в ходе беседы актуализируется и дополняется материал, используемый при заполнении третьей колонки. И наконец, на основе изложения учителя или обращения к источникам учащиеся заполняют вторую колонку, вычленяя идеи в соответствии с заданными критериями. В заключение сопоставляются и оцениваются две названные системы ценностей.

II вариант. Цель: научить школьников вычленять и адекватно формулировать критерии сравнения и оценок двух или нескольких групп явлений. Здесь уже итогом работы должно стать самостоятельное заполнение первой графы таблицы. Опытная проверка показала, что учащиеся могут самостоятельно выделить следующие линии сравнения: отношение к природе в целом, отношение к природным ресурсам, соотношение полей и средств, приоритет отраслей и сфер общественного развития, соотношение науки и культуры.

Что касается выработки такого умения, как графическое представление материала по истории общественной мысли, то овладение им и его и использование оказывается особенно необходимым при рассмотрении достаточно абстрактных философских категорий и идей. Достижение данной цели может способствовать, к примеру, такое задание: показать графически соотношение понятий общества и государства в представлениях Платона, Аристотеля. Гегеля, современных исследователей гражданского общества. Вот как выполнил это задание один из выпускников (приводим также его комментарии).

Платон Понятия общество и государство совпадают. Все общество охватывается государством Аристотель Государство-это почти все общество, но все-таки и не все. Есть еще семья и селение. Они несколько самостоятельны. Гегель Государство-центр, ядро. Его роль очень важна, но некоторые сферы, например экономика, относительно свободны. Современные представления Государство - важная часть общественной жизни. Но большинство отношений люди должны регулировать сами. Государство создает гражданское общество

При известных неточностях и прямолинейности суждений главная тенденция в развитии представлений по данной проблеме показана, верно – тенденция укрепления самодеятельности и ответственности населения, движения к гражданскому обществу.

Проследим роль целей как системообразующего факторах на других темах курса «Человек и общество». Так, тема «Цивилизации прошлого» нацелена, в первую очередь, на выявление и характеристику ценностных установок и ориентиров отдельных цивилизаций древности, Средневековья и Нового времени как присущих обществу в целом, так и в условиях жесткой сословно-классовой структуры различным социальным группам. При этом выявляются как новые элементы системы ценностей, придающие неповторимое своеобразие каждой социокультурной цивилизационной общности, так и линии преемственности духовного развития народов и культур.

Поэтому, в отличие от исторических курсов событийная история в данной теме не является главным объектом усвоения. Подобный материал актуализируется лишь в той мере, в какой он необходим для выделения устойчивых и существенных черт и особенностей изучаемой цивилизации. Зато широко представлена такая проблематика, как своеобразие духовного развития античности, полисная система ценностей, ценности древнеримской цивилизации, христианское средневековое мировоззрение, взгляды и представления различных сословий в средневековой Европе, протестантизм и новая этика трудовых отношений, европейский рационализм, традиционных фундаментализм.

Такого рода материал помогает полнее отразить умонастроения человека определенной исторической эпохи и цивилизации. В то же время характеризуются и такие объективные черты цивилизационной общности, как особенности хозяйственно-экономических отношений, сложившаяся социальная структура, политическое устройство.

Эта фундаментальная целевая установка на комплексное представление обществоведческого и «человеческого» аспектов социального знания во многом определяет содержание последующих тем курса. Так, в тему «Экономическое развитие современной цивилизации» включены характеристики экономических отношений, в которые вступает человек в повседневной жизни, моделируются и анализируются ситуации обладания и распоряжения собственностью, участия в различных формах производительного труда, в системе распределительных отношений и т.д.

При рассмотрении социальных аспектов развития общества используются понятия «социальный статус» и «социальная роль», с помощью которых показывается богатство связей и отношений современного человека с другими людьми и целыми социальными группами. Аналогичным образом применяются понятия «политический статус» и «политическая роль» в теме «Современная цивилизация и политическая жизнь».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: