Графитовый порошок не пригоден как добавка к смазочным маслам — он быстро осаждается в масле, закупоривает смазочные отверстия и маслопроводы. Стойкую суспензию в маслах и в воде дает коллоидный графит, получаемый путем размола слоистого графита до частиц размером около 1 мкм. Коллоидный графит, смешанный с минеральными маслами, используют в текстильной, стекольной и некоторых других отраслях промышленности.
Коллоидный графит ускоряет приработку поверхностей трения. Улучшается также качество поверхностей. Кроме того, коллоидный графит увеличивает скорость смачивания смазочным маслом в 3—8 раз даже поверхностей с полированным хромом. Графит быстро покрывает обнажающиеся в процессе приработки участки поверхностей трения, образуя слой твердого смазочного материала, что предупреждает непосредственный контакт металлов, наступающий обычно в первые минуты работы пары трения, когда и происходит повреждение поверхности. Коллоидный графит для приработки используется главным образом для пары трения цилиндр — поршень двигателя внутреннего сгорания. Для этого производят графитирование наружной поверхности поршней, за исключением кольцевых канавок. Толщина слоя графита 0,03—0,08 мм. Пленка просушенного графитового покрытия не должна терять прочности, размягчаться или отслаиваться.