Успешность любой человеческой деятельности определяется избранной методологией и организацией. Вопросы методологического характера относятся к числу первоочередных, которые приходится решать и ученым, и учащимся. Существует множество определений понятия «методология», каждое из которых отражает различные стороны, аспекты научного похода. Под методологией будем понимать учение о путях и методах познания и преобразования какого-либо объекта, в данном случае государственной службы и кадровой политики. Структура методологии включает в качестве основных компонентов:
·мировоззренческие представления о месте и роли государственной службы в обществе, значении кадровой работы в ее успешном осуществлении;
·принципы и методы познавательной и практической деятельности в данной сфере, которые в упорядоченной форме образуют логическую схему организации действий для достижения поставленных целей.
Принципы – это основные положения, правила, которые регламентируют, направляют научную и практическую деятельность. Метод представляет собой обусловленный свойствами рассматриваемого объекта способ познания либо преобразования данного объекта.
|
|
Под определяющим влиянием избранной методологии находится методика, которая представляет собой конкретный вариант, набор методов, способов, приемов, иных средств познания и преобразования государственно-служебных и кадровых процессов, согласованный с методологическими принципами и целями деятельности.
Для выбора методологии анализа организации государственной службы и кадровых процессов важно четко определить объект, предмет и проблему исследования. Под объектом исследования чаще всего понимается целостная, относительно автономная сфера социальной реальности, например, федеральная государственная служба, кадровая политика в определенном регионе и т.п., которая вызывает исследовательский интерес. В рамках объекта в целях конкретного изучения представляется необходимым вычленять предмет исследования, который составляет часть объекта либо определенную сферу его деятельности, в которых возникли проблемы, препятствующие функционированию и развитию данного объекта. Так, предметами пристального внимания и изучения стали в последнее время проблемы оптимизации структуры органов исполнительной власти, стимулирования персонала государственной службы, организационного и нормативно-правового обеспечения кадровой политики и др.
Суммируя вышеизложенное, можно заключить, что методологический подход как совокупность познавательных процедур предполагает отыскание принципов и методов, обеспечивающих эффективное решение теоретических и прикладных проблем. К числу научных принципов познания и преобразования государственной службы и кадровой политики следует отнести конкретно-исторический подход, принципы единства теории и практики, компаративный анализ, принцип системности и др.
|
|
Особую значимость в реформировании российской госслужбы имеет конкретно-исторический подход. Радикальное изменение политического устройства общества, его экономических основ и социальной структуры предопределило реформирование системы государственного управления, восстановление государственной службы, уточнение ее статуса и институциональных границ. В этих условиях остро встали проблемы преемственности и изменения в организации госслужбы, кадровой политики, в методах подготовки новых и переподготовки действующих чиновников. В решении этих и других проблем не следует игнорировать зарубежный опыт, однако, основные усилия должны быть направлены на познание своей страны, на выявление и обоснование жизнеспособных форм ее организации, на разработку адекватных программ эффективных действий.
Для совершенствования государственной службы важное значение имеет модернизация сложившейся в государственных органах административно-бюрократической организационной культуры. Под влиянием идущих в обществе процессов социальной самоорганизации постепенно меняется взгляд на государственных чиновников, от которых все чаще требуются способности принимать самостоятельные, творческие решения. Этому должна способствовать трансформация системы профессионального образования и повышения квалификации служащих, ориентированная на усвоение и использование не только жестких, директивных методов управления в экстремальных ситуациях (борьба с терроризмом, ликвидация последствий стихийных бедствий и т.п.), но и регуляторов, которые дают возможность активным гражданам, инициативным группам проявлять творческие способности в благоустройстве окружающей среды.