Мировоззренческие представления

Духовная культура украинцев сложилась под влиянием прежде всего двух факторов: основных занятий населения (прежде всего, земледелия), и религиозных верований. Большинство украинцев было православными христианами. В Западной и Правобережной Украине часть населения принадлежала к греко-католической конфессии, которая возникла в результате Брестской церковной унии в 1596 г. На бытовом уровне религия народных масс представляла собой соединение христианских идей с языческими верованиями и представлениями. В сознании украинского крестьянина вера в единого Бога уживалась с азнообразными поверьями о чертях, упырях, домовых, русалках и другой "нечистой силе", евангельские заповеди - с верованиями в магию, чародейство, ворожбу и т.д. Образы христианских богов (например, Илья Пророк отождествлялся с громовержцем Перуном, святые Георгий и Власий - с покровителями скота Велесом и т.д.). В народный быт вошли церковные молитвенные формулы, близкие к магическим заклинаниям, а в роли магических предметов использовались некоторые предметы церковного культа. Фольклор наполнился именами Христа, Богородицы, святых.

Остановимся подробнее на народных представлениях о русалках и ведьмах - исключительно интересной теме в украинской демонологии. Не случайно именно эти образы вошли в художественную литературу (достаточно вспомнить хотя бы "Лiсову пiсню" Л.Украiнки или "Майскую ночь" и "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя).

Русалками (или мавками) обычно становятся души утопленниц, самоубийц, детей, родившихся мертвыми или умерших до крещения. Существовало три основных разновидности русалок - полевые, лесовые и водяные, отличавшиеся внешним видом и повадками.

Водяные русалки необычайно красивы, с длинными распущенными волосами. Они любят водить хороводы при луне. Лесные мавки предпочитают забавляться, качаясь на верхушках деревьев или устраивая шумные драки. Они очень похожи на людей, но у них отсутствует спина. Русалок считали нечистой силой, которую нужно было опасаться и задабривать, т.к. они могли наслать град, бурю, потоптать пшеницу и т.д. Тех, кто не в добрый час попадался им в руки, русалки могли утопить, защекотать до смерти, заставить выполнять свои прихоти. Наиболее активными русалки были в троицкую неделю, особенно в четверг. Чтобы предохранить себя от них, люди всю неделю не работали, употребляли разные обереги: носили с собой полынь, клали на окна крапиву, и т.д.

В отличие от русалок, ведьмы - представительницы земного мира, вступившие в общение с потусторонними силами. В народе верили, что ведьмы по природе бывают двух видов. Родимые появлялись на свет по заклятью. Седьмая по счету дочь в семье также могла родиться ведьмой. Ученые же ведьмы постигали науку ведовства сознательно, с помощью колдовских обрядов и испытаний. Внешне такие женщины очень эффектны, зачастую вдовы (яркий пример - гоголевская Солоха). Считалось, что ведьмы не едят мяса, обожают вареники с творогом (поэтому могут красть начинку из чужих вареников). Традиционным местом сбора ведьм в Украине была Лысая гора под Киевом, куда ведьмы слетались верхом на помеле, кочерге или вальке для стирки. Согласно традиционным представлениям, ведьмы могли напустить болезнь, порчу на домашний скот и людей, но при этом способны были заговорить боль, отпоить травами. Перекувырнувшись через воткнутый в землю нож и произнеся нужные заклинания, ведьмы превращались в самые разные существа или предметы (клубок нитей, кусок полотна, бесхвостую сороку). В каждом селе, как правило, оказывались женщины, которых подозревали в связях с нечистой силой, поэтому существовал огромный арсенал средств для их выявления. Так, чтобы обнаружить ту, кто крадет молоко у коров, нужно было на Страстной неделе перед Пасхой изготовить специальную осиновую табуреточку и взять ее с собой в церковь. Если во время службы встать на нее и посмотреть вокруг, то у ведьмы над головой будет находиться подойник. В общественной жизни украинского села до конца XIX в., как у русских и белорусов, несмотря на развитие капитализма, сохранялись многие атриархальные отношения. Значительное место занимала соседская община-"громада". Характерны были многие традиционные коллективные формы труда - "толока", "супряга". Обычно они проходили в выходные и праздничные дни, на добровольных началах и без оплаты за выполненную работу. Чаще всего участниками "толоки" были соседи, родственники, кумовья. Таким образом, выполняли различные полевые (пахали, сеяли, собирали урожай, заготавливали сено) и домашние работы (копали колодцы, строили дома и другие хозяйственные сооружения; пряли лен, шерсть, заготавливали продукты питания и т.д.). После выполненной работы накрывался стол, устраивался праздник.

В процессе развития сельской общины возник институт самоуправления. Это прежде всего "загальный схид" - общее собрание представителей от всех хозяйств (аналогичные институты были у русских и белорусов, они сохранялись еще со времен Киевской Руси). Общее собрание избирало старосту села ("вийта"), сотских, десятских. Если они не справлялись со своими обязанностями, их переизбирали досрочно. На всех этапах своего существования сельская община осуществляла функции охраны и передачи традиций. Она контролировала все стороны жизни крестьян:следила за сохранением морально-этических и обычно-правовых норм. Хотя, если сравнивать сельскую общину у украинцев и русских, то у последних она была прочнее. В Украине традиционные связи были существенно нарушены в ходе национально-освободительной войны середины ХVII в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: