Воспитание толерантности – сомнительная стратегия

Однажды меня попросили прочитать лекцию студентам Невского института языка и культуры (НИЯК). «Содержание не имеет значения, лишь бы оно было связано с толерантностью. Что-нибудь вроде "толерантность и интеллигентность" или "толерантность и культура"».

НИЯК представляет собой негосударственный вуз, специализирующийся в областях регионоведения, политических технологий, лингвистики, культурологии. Обычно в этом же русле лежат и темы их студенческих конференций. Использование площадки «Невских чтений» для обсуждения сиюминутной политико-воспитательной проблематики было необычным и заставляло думать о неком «давлении сверху», разумеется сугубо морального характера.

«Толерантность» является сегодня очень модным в России лозунгом и считается необходимым элементом содержания образовательной системы. Всюду говорится о том, что мы должны быть толерантными, что уважение к себе невозможно, если нет уважения к соседу, что человеком может быть только тот, кто признает за другими право быть людьми. И вроде все правильно и спорить с этим нельзя – по крайней мере оставаясь на позиции человека интеллигентного...

Сугубо формально, «толерантность» означает «терпимость». Русский язык «толерантен по построению» – он не знает антонима к слову «терпимость», не содержащего отрицательную частицу. Между тем любой психолог скажет вам, что отрицание не суггестивно. В этом смысле язык уже на семантическом уровне призывает к терпимости.

С другой стороны, а к чему еще он может призывать? Язык есть средство коммуникации, коммуникация подразумевает сосуществование, какие-то, пусть минимальные, формы согласия и, следовательно, терпимость.

«Слово "нетерпимость" мне не нравится, мистер Мармадьюк, так как оно подразумевает "терпимость", а это оскорбительно и для вас, и для меня, и для любого другого существа во вселенной.

<...> Если бы нетерпимость и существовала, не понимаю почему вы приходите в такое негодование. Ведь проявление подобного чувства бросает тень не на того, против кого оно направлено, а на того, кто его испытывает, поскольку он демонстрирует не только невоспитанность, но и глубокое невежество. Нет ничего глупее нетерпимости»294.

294 Саймак К. Заповедник гоблинов. М: Эксмо, 2008.

Опять-таки с этим трудно спорить. Но вот вопрос: в каком смысле употребляются здесь понятия «глупее» и «умнее». Слово «ум» многозначно и включает в себя как минимум три очень разных понятия: «ум» в смысле «интеллект», «ум» как «мудрость», наконец, «ум» в значении «харизма» (что до некоторой степени тождественно «таланту»). Несколько упрощая, можно сказать, что «интеллект» находится на третьем, семантическом, контуре сознания, «харизма» лежит на четвертом, социополовом контуре (социальный интеллект), а с «мудростью» мы встречаемся на уровнях 5+.

Здесь необходимо заметить, что 3-й, семантический, контур сознания возникает как развитие, но и отрицание второго, территориального. Не будет ошибкой сказать, что те проблемы, которые на территориальном контуре решаются сравнением сил, решаются на семантическом контуре сравнением интеллекта. В этом смысле «ум» (третьеконтурный) является аналогом «силы» и способом достижения превосходства.

Мы приходим к парадоксальному, но, вероятно, верному выводу, что «воспитание безусловной нерефлектируемой толерантности» (политкорректность) оказывается продолжением политики обеспечения национального, классового или иного группового превосходства «иными, а именно ненасильственными средствами»295. Любопытно, что политкорректность необычайно агрессивна, ее «нетолерантность к нетолерантным» доведена до абсурда. В конце концов, она породила такое дикое явление, как харассмент.

295 По Чжоу Эньлаю: «Политика есть продолжение войны иными, а именно ненасильственными средствами». Чжоу Эньлай перефразировал известную формулу К. Клаузевица: «Война есть продолжение политики иными, а именно насильственными средствами» (Чжоу Эньлай (1898-1976), китайский государственный и политический деятель. Работал и учился во Франции и Германии. С 1922 г. член Коммунистической партии Китая (КПК). С 1927 г. член ЦК КПК. Один из организаторов и руководителей Наньчанского восстания 1927 г. В 1934-1935 гг. один из руководителей Северо-западного похода. В 1949-1954 гг. премьер Государственного административного совета КНР В 1949-1958 гг. министр иностранных дел КНР. С 1954 г. премьер Государственного совета КНР. В 1956-1966 и с 1973 г. заместитель председателя ЦК КПК).

Итак, понятие «нетолерантность» может иметь положительную коннотацию. Нетолерантный – активный, занимающий позицию, имеющий выраженную идентичность, убежденность, пассионарность. По Лютеру: «На том стою – и не могу иначе».

Толерантный – зачастую терпимый, безразличный, пассивный, не желающий и не способный занимать позицию, непассионарный или субпассионарный. Для того чтобы национальные элиты сохранили свое положение, массы должны быть толерантными. Для того, чтобы мировые элиты сохранили свое положение, государства должны быть толерантными.

В своем предельном развитии нетолерантность ведет к шовинизму, экстремизму и различным формам групповой исключительности – фашизму, нацизму, рассизму и т.п.

Но толерантность в своем предельном развитии ведет к нейтрализму, позиции «радующейся обезьяны», а затем – к политкорректности в своем американском значении.

Само собой разумеется, что эти две сущности – толерантность и нетолерантность – образуют диалектическое единство, то есть взаимообусловлены, взаимосвязаны, взаимопреврашаемы, подразумевают наличие третьей сущности, встающей в управленческую позицию и переводящей 2-противоречие в 3-баланс.

Связь форм мышления и толерантности может быть представлена в виде таблицы.

Контур по Лири1 Представление2 Характеристика мышления Рефлексия Толерантность
1-й биовыживательный Нищий3 Сознание (я жив) Только «Я – не-Я» Высокая
2-й территориальный Рыцарь, воин Сила (Power, Ци) Только «свой- чужой» Низкая
3-й семантический Ученый Интеллект Простая Высокая
4-й социополовой Политик Харизма Групповая Низкая
5-й нейросома тический Философ Мудрость Многоуровневая Высокая
6-й нейрогене тический Поэт, художник Гений4 Управляемая (?) Низкая (?)

Примечания.

1 – Лири Т. История будущего. СПб.: Янус, 2000;

2 – Социальная группа, воплощающая данный контур сознания;

3 – В смысле «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное»;

4 – В значении, в котором это слово использовалось в Древнем Риме: дух-покровитель, открывающий путь к высшим проявлениям личности.

Представляет интерес также связь толерантности и пассионарности. Здесь есть необходимость рассмотреть два типа толерантности: «терпимость к чужому» и «терпимость к враждебному». В первом случае «чужое» может косвенно, фактом своего присутствия угрожать идентичности, убеждениям, эстетическим предпочтениям, но не оказывает непосредственного влияния на имущественные или неимущественные интересы личности. Формула нетолерантности в этом случае: «Ну, не люблю я негров». Формула толерантности: «Цвет кожи ничего не говорит о человеке». Во втором случае «чужое» прямо и непосредственно угрожает осознаваемым, значимым, имущественным или неимущественным интересам индивидуума, занимая доминирующую или конкурентную позицию. Формула нетолерантности: «Мигрантов – вон с наших рынков!». Формула толерантности: «Я должен конкурировать с ними в равных условиях». Понятно, что первый тип толерантности является в большей степени декларативным, в то время как второй – деятельностным.

В демократической среде возможно совершенно фантастическое явление, когда человек, формально нетолерантный, оказывается толерантным деятельностно. Как правило, это означает, что мигрантов он боится меньше, чем собственного правительства, «прописавшего» политкорректность и оформившего его законодательно.

Заметим, что толерантность обитает на средних этажах таблицы – в зоне умеренной пассионарности. Ни пассионарии (творцы истории), ни субпассионарии (современный средний класс развитых стран) толерантностью не обладают – первые в силу стремления подчинять себе мир, вторые – вследствие того, что любое изменение гомеостаза (появление чужого) является для них угрозой, едва ли совместимой с жизнью.

Таким образом, воспитание пассионарности можно (и должно) рассматривать в логике снижения пассионарности общества (удаления на общественную периферию нетолерантных личностей с пассионарностью +4, +5, +6).

Весьма сомнительная цель!

Уро­вень пасио­нарности Описание уровня Представление уровня Формальная толерантность Реальная толерантность
+6 Стремление к абсолютному идеалу, готовность без колебаний пожертвовать собственной жизнью Пророки Отсутствует («На том стою – и не могу иначе») Отсутствует
+5 Стремление к идеалу победы, готовность рисковать жизнью, но не идти на явную смерть Герои Умеренная Умеренная
+4 Стремление к идеалу успеха, готовность к рассчитанному риску Борцы Умеренная Низкая
+3 Стремление к идеалу красоты и знания, готовность жертвовать убеждениями и силами Творцы Очень высокая Высокая
+2 Стремление к удаче, готовность к мгновенному риску Авантюристы Высокая Умеренная
+1 Стремление к благополучию, готовность жертвовать покоем и совестью Карьеристы Умеренная Умеренная
  Стремление к равновесию Обыватели Высокая Высокая
-1 Стремление к приспособлению к среде Планктон Умеренная Низкая
-2 Нежизнеспособны без помощи общества Нежить Отсутствует Отсутствует

В триалектической логике базовым является баланс «равновесие–изменение–спонтанность». Его Представления в других семантических слоях: «безопасность-комфорт–развитие», «мир–война–кризис».

Диалектическое противоречие «толерантность-нетолерантность» ложится в соответствие балансов как равновесие–развитие. Толерантность предполагает игнорирование противоречия с иным, гомеостаз, равновесие, экологию. Нетолерантность предполагает борьбу с чужим, разрешение противоречия через структурные изменения, развитие, эвологию.

Тогда управляющей вершиной, достраивающей противоречие «толерантность–нетолерантность» до баланса, оказывается «свобода» – быть толерантным или не быть им, принимать логику борьбы или логику сосуществования или ту и другую одновременно («здесь воюем, здесь дружим, здесь торгуем, здесь рыбу заворачивали...»). Свобода предполагает произвол как в отношении чужого, так и в отношении собственной идентичности, триалектическое развитие противоречия с выходом в иное понятийное пространство.

Триалектический подход позволяет построить новую классификацию, объединяющую толерантность и пассионарность в одной логике анализа.

  Равновесие, безопасность, мир, толерантность Изменение, развитие, война, нетолерантность Спонтанность, комфорт, кризис, свобода
С оттенком равновесия, безопасности, мира, толерантности Обыватели Демократы Карьеристы Либералы Борцы Ницшеанцы
С оттенком развития, изменения, войны, нетолерантности Планктон Беспартийные Авантюристы Фашисты Герои Асассины (шахиды)
С оттенком спонтанности, комфорта, кризиса, свободы Нежить Буддисты Творцы Коммунисты Пророки (?)

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: