Существующие общенаучные методы эмпирического исследования

1. Наблюдениецеленаправленное изучение предметов, опирающе­еся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). В ходе наблюдения мы получаем знание не толь­ко о внешних сторонах объекта познания, но о его существенных свойствах и отношениях. Необходимо подчеркнуть, что наблюдение — это не просто пас­сивное созерцание изучаемых предметов и процессов.

Научное наблю­дение носит деятельный характер и предполагает особую предвари­тельную организацию его объектов, обеспечивающую контроль за их «поведением».

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным раз­личными приборами и техническими устройствами. С развитием науки наблюде­ние становится все более сложным и опосредованным.

Основные требования к научному наблюдению: однозначность за­мысла; наличие системы методов и приемов; объективность, т. е. воз­можность контроля путем либо повторного наблюдения, либо с по­мощью других методов. Интерпретация наблюдения также всегда осуществляется с помощью определенных теоретических по­ложений.

2.Эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и конт­ролируемых условиях. В эксперименте объект или воспроизводится искусственно, или ставится в определенным об­разом заданные условия, отвечающие целям исследования. В ходе эксперимента изучаемый объект изолируется от побочных влия­ний, затемняющих его сущность, и представляется в «чистом виде». При этом конкретные условия эксперимента не только задаются, но и контролируются, модернизируются, многократно воспроиз­водятся и изменяются. Тем самым эксперимент осуществляется, во-первых, как взаимодействие объектов, протекающее по есте­ственным законам, во-вторых, как искусственное, человеком орга­низованное действие.

Основные особенности эксперимента:

а) более активное (чем при наблюдении) отношение к объекту, вплоть до его изменения и преобразования;

б) многократная воспроизводимость изучаемого объекта по же­ланию исследователя;

в) возможность обнаружения таких свойств явлений, которые не наблюдаются в естественных условиях;

г) возможность рассмотрения явления в «чистом виде» путем изо­ляции его от усложняющих и маскирующих его ход обстоя­тельств или путем изменения, варьирования условий экспери­мента;

д) возможность контроля за «поведением» объекта исследования и проверки результатов.

Основные стадии осуществления эксперимента: планирование и построение (его цель, тип, средства, методы проведения и т. п.); кон­троль; интерпретация результатов.

Структура эксперимента:

а) экспериментаторы;

б) объект эксперимента;

в) система приборов и другое научное оборудование;

г) методика проведения эксперимента;

д) гипотеза (идея), которая под­лежит подтверждению или опровержению.

Эксперимент имеет две взаимосвязанные функции: опытная про­верка гипотез и теорий, а также формирование новых научных кон­цепций.

3. Сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов, т.е. их тождество и различия, но имеет смысл только в сово­купности однородных предметов, образующих класс. Сравнение
предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. Его суть — выявление общего и особенного в позна­нии различных ступеней развития одного и того же явления или разных сосуществующих явлений.

4. Описание — познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью оп­
ределенных систем обозначения, принятых в науке.

5. Измерение совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значенияизмеряемой величины в принятых единицах измерения.

Следует еще раз подчеркнуть, что методы эмпирического иссле­дования никогда не реализуются «вслепую», а всегда «теоретически нагружены», направляются определенными концептуальными идеями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: