Эсхил отец трагедии

У Эсхила сохранилась одна только трилогия «Орестея».

«Прометей прикованный» это вторая часть трилогии, остальные две «Прометей освобожденный»(3) и «Прометей огненосец»(1) не сохранились.

Эсхил трилогия «Орестея».

Отступление в мифы

Когда-то в одном городе жили 2 брата Фест и Атрей. Они принимали участие в состязаниях на колесницах и Фест Атрею сломал спицу в колеснице, а сам победил. Атрей решил отомстить брату. Он пришел к нему домой, убил его детей (спасся только младший Эгист), сварил из них суп, угостил этим супом пришедшего Феста и спросил, где его дети?

Эта история напоминает историю с Кронусом. И святотатство Атрея заключается не в самом убийстве, а в том, что он заставил Феста съесть детей.

Если человек совершает преступление в греческом мире, то будет истреблен весь его род до 7 колена. Сам лично он не будет нести какое-то отдельное наказание. Мера личной ответственности появляется только в христианстве. У Атрея был сын Агамемнон. Он правил городом Аргос. И вот наступает троянская война. Греческий мир маленький. Все почти родственники. Война эта братоубийственная.

Минелай – правитель Спарты, когда теряет жену Елену прекрасную, обращается к своим братьям, чтоб они поддержали его в походе на Элион (Троя).

Что хорошего может ждать Атрея с таким грехом за душой, вступившего в эту войну?

И он не один такой. Почти у каждого за спиной подобное событие. И все это превращается в сплошную кровоточащую рану.

Агамемнон выдвигается со своими солдатами в сторону Элиона.

Предыстория троянской войны.

Боги собрались на пир и не позвали туда богиню раздора. Она подбрасывает яблоко с надписью «Прекраснейшей» на стол. Три богини борются за это яблоко. На суд призывается Парис. Он отдает яблоко Афродите, которая обещает ему самую прекрасную женщину в Греции. После начинается война. Боги разделились тоже. Одни за троянцев, другие за греков.

Когда флотилия Агамемнона движется к Элиону, боги, которые за греков засыпают, и на море устанавливается штиль. Флот не движется. Ветра нет. Все встало. Они простояли несколько дней и обратились к богам. С помощью прорицателя, узнают, что боги требуют в жертву дочь Агамемнона Эфигению. Это делается не для того, чтобы флотилия продолжила движение, а для того, чтоб наказание за прошлые поступки этого рода начало совершаться. Агамемнон отправляет письмо своей жене Клитемнестре, что он собирается выдать дочь за Ахилла - доблестного воина греков. Жена отпускает дочь на корабль. Брак это свято! Там отец приносит ее в жертву. Ветер начал дуть, флотилия двинулась …Дальше происходит вся история, которая описана Гомером…

Проходит много времени, Агамемнон возвращается домой. Его поджидает жена. Она убивает его, правит городом вместо него и сажает на трон Эгиста. Это его двоюродный брат, который не попал в суп. Это не просто роман, это действие рока. Что бы не думал человек о свободе своих действий и поступков, над ним всегда тяготеет вот эта другая причинно-следственная связь.

Боги внушают Оресту (сыну Агамемнона), что он должен отомстить матери, за смерть отца. Он убивает мать.

Наказание, по мере того, как оно раскручивается в каждом последующем поколении, оно усиливает действие, совершенное в преступлении в разы. Но вращается все вокруг одного и того же. Когда Орест убивает мать, из под трона, на котором сидит Аид вылетают хтанические божества Иринии, которые начинают истязать Ореста. И он, не в состоянии выдерживать этого натиска идет в Дельфы (центр Афинского мира - пуп земли). Он вымаливает у Богов пощады, так как он выполнял требование богов. И иринии превращаются в именид(?). Проклятье кажется отступило и Орест отправляется в Спарту, чтоб жениться на Гермионе, дочери Минелая, которая была обещана ему в жены. Все ходит кругами вокруг троянской войны. Вовлечены туда одни и те же люди, со своими хвостами греховными, которые не могут не влиять на очередной виток мифа.

Когда Орест приходит в Спарту там происходят свои ужасные события. Гермиона влюблена в правителя Пира (сын Ахила). А Пир влюблен в Андромаху (жена Гектора – троянского воина, которого убил Ахил). Пир делает предложение Андромахе и если она откажет, он убьет ее и их с Гектором сына. В этот момент появляется Орест. Гермиона просит Ореста, чтоб он убил чувства к Пиру (то есть убить Пира) и тогда она сможет стать женой Ореста.

Пир же не зная что ему делать отправляется в Дельфы, откуда только что пришел Орест, чтоб обратиться к богу Аполлону за помощью. И пока он общается с Богом, Орест прямо в храме набрасывается на Пира и убивает его. А воины Пира убивают Ореста. Род закончился!

У греков всегда 2 имени, как у нас имя и отчество. Важно не запутаться!

(40:54)

Когда драматург обращался к мифу, его интересовали такие события, на примере которых можно было говорить о наиболее острых на тот момент в жизни Греции вещах.

9. Трагическая трилогия принципы ее построения

Когда драматург обращался к мифу, его интересовали такие события, на примере которых можно было говорить о наиболее острых на тот момент в жизни Греции вещах.

Эсхил трилогия «Орестея».

Трилогия обладает внутренней конструкцией, подобно пьесе. Первая часть завязка, вторая кульминация и третья - развязка

Первая часть трилогии называется «Агамемнон». Читая пьесу надо понять ее образный ряд. Именно это дает возможность понять драматурга. Важно, что главную роль в этой пьесе (протагонист) играет Клитемнестра.

Действие происходит в Аргосе и хор поет о том, что готовится жертвоприношение.

Это очень двойственно. С одной стороны мы видим, что встречая мужа, она готовит в жертву животное, а с другой стороны, зная миф, мы понимаем, что она собирается принести в жертву его самого. И у нее к этому есть все основания. В греческом обществе убийство родственника – страшное проклятье. Убийство мужа жены это пролитие чужой крови, это меньшее преступление, чем когда отец убивает дочь.

Клитемнестра мстит за дочь.

Жертвоприношение это центральное событие, вокруг которого все разворачивается. А жертвоприношение это и есть обряд. Мы принимаем участие в обряде.

Трагедия всегда говорит с нами о законах жизни. Их познают герои трагедии и зрители вместе с ним.

Агамемнон приходит из левого парода. Выходит Клитемнестра и говорит, что он великий победитель и полководец, потому что Троя пала. И она стелет на проскений пурпурный ковер и просит его как победителя пройти по этому ковру.

По пурпурному ковру могли ходить только боги. Ими украшались только храмы. И Клитемнестра искушает мужа прировнять себя к богам. Ведь однажды он совершил это - принес дочь в жертву. Она не думает о том, что у него это шлейф прежней чужой вины, вины рода. Она считает это действие его личной виной.

Она не набрасывается на него, а дает ему право выбора. В зависимости от того, как поступит сейчас Агамемнон, так поступит и Клитемнестра. У нее тоже есть свобода выбора. Она тоже принимает решение на наших глазах. Этот свободный выбор и является эмоциональным и интеллектуальным кульминационным моментом в трагедии. Говоря языком Шекспира, это «Быть или не быть?»

Трагедия по своей сути похожа на суд.

Агамемнон вступит на ковер и пойдет в скену. Он идет к своей смерти, он прировнял себя к богам.

Ужас у человека возникает, потому что героями трагедии и преступниками становятся лучшие люди. Изначально они не могут нести в себе что-то отрицательное.

И Агамемнон, стоя перед ковром, понимает, что не должен ступать на него. Но он идет по ковру в скену, а там на него набрасывают сеть и убивают.

Кровь натуральная не лилась на сцене.

Вторая часть называется «Хоэфоры или жертва у гроба» К надгробной жертве приходят и оплакивают убитого Агамемнона девушки и в город Аргос приходит Орест. Ему было велено убить мать. Вот это кульминация. Клитемнестра разговаривая с сыном, обнажает грудь, говорит, что я кормила тебя, как ты сможешь меня убить? Тут вроде у героя нет свободного выбора. С одной стороны пред ним мать, а с другой – ему велели боги.

«Орестея» и «Гамлет» имеют одну и ту же конструкцию. Подобная ситуация и в «Чайке».

Естественно, что это разные жанры.

В античности уже все было создано. Все жанры.

Гамлет с одной стороны должен убить Клавдия, а с другой стороны – убить это грех. Выбор такой же. В Гамлете призрак внушает мысль об убийстве. А тут боги. И Орест убивает мать и понятно, что его ждет наказание.

Гамлет всю дорогу пытается выяснить есть Бог или нет. Он не делает резких движений, он не нападает, а обороняется. Единственное его активное действие это спектакль, в котором показано убийство его отца. И все-таки он оказывается преступником. На его совести- смерть Афелии. Хотя он не совершал убийства впрямую

У Эсхила в третьей части «Эвмениды» богами устраивается суд над Орестом. Суд совершался просто. Судьи бросали черепки черные и белые (остракизмы). И по количеству черепков человека оправдывали или осуждали.

Орест прощен одним голосом. Это голос Афины – богини мудрости. Она родилась из головы Зевса. Зевс страдал головной болью, Он позвал Гефеста, тот по его просьбе рассек Зевсу голову и оттуда в полном военном снаряжении вышла Афина Паллада. В руках у нее был меч и щит (мудрость должна уметь защищаться и быть воинственна). На плече у нее была сова (животное воплощение мудрости)

Афина говорит, что есть материнское право и отцовское право. И отец важней чем мать, потому что мать без отца родить не может. А от отца родиться можно, как она родилась. И Орест прощен.

После написания этой пьесы, в Афинах при судебных разбирательствах всегда был голос Афины за преступника.

В трагедии самый благородный герой имеет один голос и может быть прощен одним голосом, потому что он преступник. И Гамлет преступник.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: