Эта идея является центральной в европейской культуре

Миф о Эдипе является ключевым и для ренессансной культуры. Миф задает вопрос- что есть человек, кто он такой. И неслучайно ее загадывает существо (смешенное) Человек тоже есть и зверь и птица и человек.

Эдип идет дальше и навстречу ему несут на носилках Лая. Они каждый хочет пройти первым. Эдип толкает раба, тот роняет носилки, Лай вываливается, ударяется и умирает.

Когда он входит в Фивы, то жители просят его стать царем, потому что он освободил город от чудовища. Вместе с троном он получает в придачу Иокасту. От этого брака у них рождается 4 детей: Антигона и Исмена, Полиник и Этоокол(?). И однажды в Фивах начинается чума. Это божественная кара. Народ просит освободить город от чумы. Эдип начинает расследование. Выясняется, что он и есть виновник, и на нам проклятье. Он выкалывает себе глаза. Вместе с ним уходит и Антигона (его дочь и сестра). После его ухода начинается война между его сыновьями за престол. В итоге гибнут все. И трон достается Креонту- брату Иокасты. А Эдип получил дар ясновидения и идет в город Калон (?), где по собственному предсказанию должен умереть. Там неподалеку священная роща. Там он и умирает. Пьеса «Царь Эдип» написана после Антигоны. Там великолепно изложен сюжет.

Хор старцев приходит к Эдипу и просят выяснить в чем причина чумы в Фивах. И в начале пьесы Эдип приглашает к себе Тересия, который в начале пьесы ему говорит- ты причина чумы!

Эдипу истина явлена с самого начала. Но он считает, что она не доказана. У каждого героя в трагедии должна быть вина. Его вина в том, что он не верит истине, которую перед ним открывают. Пьеса строится на том, что он движется от понимания оболочки вещей к сути вещей. Он проходит круг. Он приходит к той же истине, но ценою страданий.

Эдип гневается на Тересия, говорит, что все прорицатели лгут.

В этой пьесе, как и в Гамлете есть такой феномен.

У зрителя возникает стереометрическое зрение. В начале пьесы зритель отождествляет себя с Эдипом, но по мере действий его в пьесе, зритель начинает от него отдаляться. С одной стороны я ему сочувствую, но в то же время, я вижу его неверный путь.

Так же и Гамлет. В начале это я. Я смотрю на мир его глазами. Вот этот момент соединения с героем и отстранение от героя обязательно присутствует в трагедии. Иначе зритель не сможет выйти на этот самый катарсис. Со зрителем, как и с персонажем тоже должен произойти этот переход.

Эдип, говорит, что все врут и уверен, то приближается к истине. Зритель видит, что каждый его аргумент это действительно приближение к истине, но к совершенно другой.

Мы в отличие от Эдипа видим мир объемно. Первая кто понимает, что происходит, это Иокаста, она уходит во дворец и вешается на собственном брачном поясе.

Эта пьеса, единственная, в которой актер во время действия меняет маску. Эдип уходит в скену, пока поет хор. Снимает фибулу (пряжку) с плеча Иокасты и этой пряжкой выкалывает себе глаза. Потом он выходит на проскений уже в маске с лицом залитым кровью. Почему он лишает себя зрения? Он понимает, что его жизнь ему не принадлежит. Всю жизнь он пытался изменить свою судьбу и теперь он понял, что он не является хозяином самого себя. И когда он понимает, что он не свободен, он становится свободным. Поэтому боги дают ему дар ясновиденья. Вообще в греческом мире это злое наказание. Это не дар, это проклятье. А Эдипу это дано, как дар. Потому что ему открылся ход вещей.

О Прометее прикованном. Он был носителем знания. Знания делает из человека человека.

Человек тогда свободен, когда ему открывается знание о мире.

«Царь Эдип» – это икона Жанра. Там все ясно. В ней герой познает устройство мира, познавая себя.

13. Драматургические особенности Еврипида

У Еврипида – третьего великого драматурга античности мы имеем дело с финалом жанра.

В трагедии «Ипполит» герой совершает выбор. Он думает кому поклоняться из богинь Афродите или Артемиде. Но человек должен одинаково чтить всех богов. И сюжет становится довольно понятным. Еврипид форму трагедии не менял, он начинает менять внутреннее содержание самого жанра. Он обращается к мифам, которые греки не знали. Миф о Медее греки знали очень плохо. Во-первых, потому что она была варварка, а все что касалось мира не цивилизованного, не греческого их не волновало. И зритель приходя на этот спектакль начинал следить за сюжетом (как нынешний)Во-вторых у Еврипида конфликт трагический оказывается не в решениях, перед которыми оказывается герой. У Еврипида конфликт трагический размещен в душе героя. Теоретически еще не выведено это понятие, но душа есть. И человек начинает разрываться от собственных чувств и сюжет трагедии начинает существовать немного отдельно. Отдельно герой с душевными переживаниями, и отдельно миф. Из-за того, что у автора эти вещи не совмещаются, он начинает использовать прием, который войдет в историю театра как термин Бог из машины. Этот прием нужен для того, чтобы зритель понял, что хотел сказать автор. Это наглядно видно в «Медеи». Она была варварка. Ясон, который плыл за золотым руном с органавтами, доплывает до Колхиды. Медея была дочь колхидского царя. Она крадет святыню своего народа, она убивает своих родственников… и все это из любви к Ясону. Трагедия начинается с того, что Ясон и Медея с детьми живут за пределами города. Их не пускают в город, потому что Ясон отягощен Медеей со всех точек зрения (чародейка, убийца, преступница). Пьеса начинается с того, что Ясон говорит, что их дети должны жить в нормальном греческом цивилизованном мире, поэтому он собирается жениться на дочери Карибского царя. Обычно в чистой трагедии у главного героя отсутствует характер. Иначе говоря- они идеальны (идеальный характер). О Гамлете: он сам говорит, что он медлителен, что печень у него голубиная. Но это он рассказывает, это не означает, что он таков. Понятие характера формируется в драме. Характер персонажа складывается из того, что говорят о нем другие герои. Потому что характер существует всегда в восприятии других людей. То же и в реальной жизни. Мы сами не знаем какой у нас характер об этом нам расскажут родственники.

Масштаб роли должен совпадать с масштабом личности исполнителя. Поэтому трагических героев в театре очень мало. Нет совпадения личностных качеств. Внешние данные ни в счет.

Ясон у Еврипида- это отчетливо драматический характер. Когда он начинает разговаривать с Медеей, он ничего плохого не говорит, но мы ничего не зная про историю античного театра, чувствуем, что он врет. Он говорит слишком долго, чтоб его слова были правдой. Приспосабливается. И Медея впадает в ярость. Она понимает, что он ее предал. И она хочет отомстить ему. Но как, она не знает, пока не встречает Эгея (афинского царя), который появляется в пьесе. Он идет в Дельфы, чтобы спросить почему у него нет детей. И Медея жалуется ему на свою страшную ситуацию. Она на чужбине, вернуться не может, потому что преступница. Сюда не пускают, по той же причине. А Ясон из-за которого она стала преступницей ее бросает. Встреча с Эгеем несет 2 важных события. Он обещает ей приют в Афинах и теперь она понимает, как накажет Ясона. Она убьет детей. Дальше план реализовывается и наши симпатии не могут быть на ее стороне. И тут возникает трудный для театра момент. Она берет надежный яд, пропитывает им платья и говорит Ясону, что она согласна. И отправляет детей с дарами к коринфской принцессе. Принцесса надевает платья, тут же в муках умирает и разъяренная толпа бросается в погоню за детьми, которые принесли дары. Все это наблюдает Медея. Мы подходим к сложному моменту, с точки зрения театрального воплощению, чтоб он был адекватен смыслу.

Медея задумывает убить детей, чтоб отомстить Ясону. И когда она видит, как толпа бежит за ее детьми, она понимает, что кроме них у нее вообще никого нет. И они единственные кого она любит. И в этой ситуации оно может сделать только одно- убить их так, чтоб они не почувствовали. Чтоб не дать их на растерзание толпе. Облегчить их смерть. В этот момент она не думает о том. Что убивает саму себя. Действие задумывается по одной причине, а совершается по другой. В театре это воплотить почти невозможно. Когда заканчивается трагедия появляется дедушка Медеи – бог Гелиус (бог на машине). Прилетает колесница, Медея забирает тела детей и заходит на эту колесницу. Ясон бьется в припадке, чтоб дали похоронить их. Но сейчас она это делает не потому что хочет мстить Ясону сейчас. А потому что это ее собственная трагедия и колесница улетает. Вот такой искусственный финал, для того, чтобы поняли по поводу чего действие совершилось. Этот тип трагедии очень близко подходит к христианскому мироощущению. Мы видим личность переживающую это трагическую коллизию. Переживает ее в себе. Нет ничего, чтобы могло скорректировать эту трагедию личности. Действие совершается сознательно свободно. Поднимается на новую ступень бытия. И зритель сочувствует ей.

А греки не сочувствовали. Еврипид вообще казался им очень подозрительным. Он вел странный образ жизни. Жил за пределами Афин, в городских мероприятиях не участвовал, а только читал. Его социальная сторона жизни была не совсем греческая.

Если говорить об истории театра очевидно, что у Еврипида мы имеем дело с финальной формой развития трагического конфликта. Когда человек уничтожает себя сам, во имя того. Чтобы наказать себя самого. Это классическое самоубийство. В этом проявляется свобода человека. Но даже такая трагедия как Медея заканчивается торжеством духа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: