Модели развития группы в зарубежной психологии

Зарубежные ученые подошли к идее развития группы несколько иначе. Однако они также считают, что знание стадий группового развития может повысить спло­ченность группы и самоуважение ее членов, снизить напряженность и конфликт­ность в группе. В американской социальной психологии были предложены две основные модели группового развития.

Первую модель разработали Б. Такмен и М. Дженсен (В. Tuckman, M.Jensen) в 1977 г. Они выделили пять стадий группового развития:

1) образование группы;

2) смятение;

3) разработка норм;

4) действие;

5) распад.

В английском все эти на­звания имеют «ранговые» окончания, так что их легко запомнить: forming, storming, norming, performing, adjourning. К сожалению, названия некоторых стадий не со­всем точно отражают состояние группы на них. Однако в этой модели описывается распад группы, о чем во второй модели не упоминается.

Вторая модель была предложена Л. Коэном (L. Cohen) в 1980 г. Он также вы­деляет пять стадий:

1) членство;

2) разделение на подгруппы;

3) конфронтация;

4) индивидуальная дифференциация;

5) сотрудничество.

Эти модели соотносятся следующим образом:

Таблица 13.3. Модели развития группы

Модель Такмена и Дженсен Модель Коэна
Образование группы Членство
  Разделение на подгруппы
Смятение Конфронтация
Разработка норм Индивидуальная дифференциация
Действие Сотрудничество
Распад  

Рассмотрим эти стадии более подробно.

1. Образование группы (членство). На этой стадии группа собирается впервые. Напряжение людей, впервые встретившихся друг с другом, очень велико. Нормы пока не выработаны, люди не знают, чего ожидать от группы. Если их предыдущий опыт вхождения в подобные группы был негативным, они могут ожидать того же и от этой группы. Если же им понравилось участвовать в аналогичных группах, то они с нетерпением будут ждать новых впечатлений. Такое абсолютно нормальное ощущение называется первичной напряженностью. Отчасти это напряжение объ­ясняется тем, что на данной стадии уровень доверия еще низок. Люди знают, что они будут зависеть от ответственности и компетентности других членов группы, но не знают, насколько те ответственны, компетентны и надежны. Многие в этот момент боятся, что в группе их загрузят работой, а другие будут отлынивать. Люди часто относятся с подозрением к тем, кто пытается прибрать власть к своим рукам и ведет себя как лидер-автократ.

На стадии образования группы конфликта как такого еще не существует, по­скольку каждый изо всех сил старается вызвать симпатию у остальных членовгруппы и одновременно пытается оценить каждого из них как потенциального коллегу. Образно говоря, каждый ведет себя как будто бы он в гостях: мягко, любезно, абсолютно поверхностно, стремясь произвести впечатление хорошего члена команды. Таким образом, все представляются не такими, какие они есть на самом деле. Конфликт на данной стадии влечет за собой риск подвергнуться остракизму.

Все члены новой группы знают друг о друге относительно мало или вовсе ниче­го, многие первоначальные суждения могут базироваться на стереотипах. Всевоз­можные расовые, тендерные и возрастные стереотипы имеют огромное значение. Так, например, ожидается, что мужчины будут остроумны и склонны к лидерству, а женщины — более конформны. Людей, которые могли бы внести огромный вклад в общее дело группы, могут исключить на том основании, что у них «еще молоко на губах не обсохло». От китайцев будут ожидать исключительного трудолюбия просто потому, что таков стереотипный образ представителей данного этноса. Скрытые предубеждения на этой стадии особенно сильны, именно они могут вы­ступать критерием оценки человека, поскольку реальная работа еще не началась и основной критерий оценки — вклад в общее дело группы — еще не проявился.

Существуют способы помочь группе пройти эту стадию более гладко и безболез­ненно. Лучше всего дать какое-нибудь задание, не имеющее отношения к основной задаче группы, но требующее взаимодействия между членами группы. Таким об­разом они познакомятся друг с другом в процессе выполнения конкретного дела, их деятельность будет определенным образом структурирована, что подтолкнет группу к сплоченности. Все члены группы узнают друга не только с деловой, но и с личной стороны. В психологическом плане наилучшим способом является проведение социально-психологического тренинга на первой стадии развития группы.

На процесс развития группы большое влияние оказывает ее численность. Ма­лые группы проходят все стадии развития легче и результативнее, чем большие. Это объясняется тем, что при пополнении группы новыми членами усложняется протекание групповых процессов — коммуникации, координации, принятия реше­ний, распределения ролей.

2. Разделение на подгруппы. В модели Коэна разделение на подгруппы — вторая стадия развития группы. Люди быстрее сближаются с теми, с кем у них есть что-то общее. Сходство часто приводит к сближению на первых групповых встречах. На этой стадии уровень напряженности в группе падает и посредством формирования коалиций начинает повышаться уровень доверия. Открытого кон­фликта еще нет, однако коалиции могут начать маневрировать с целью захватить власть в группе. В одиночку человек начинает подобные маневры крайне редко, поскольку для захвата власти необходима сила. Из-за подобного маневрирования и установившихся отношений продуктивность группы на данной стадии достаточ­но низка, равно как и качество произведенного продукта. Несмотря на поверхност­ное спокойствие, возрастает несогласие, которое проявляется на следующей стадии.

3. Конфронтация (смятение). Стадия смятения по Такмену и Дженсен и ста­дия конфронтации по Коэну по существу совпадают. Это крайне важная стадия группового развития. Установлено, что группы, пытающиеся проскочить или смяг-чить данную стадию, не могут в дальнейшем эффективно работать. Тем не менее процессы, проходящие на данной стадии, можно смягчить, но только в группах, объединяющихся на очень короткий срок. Группы, которые рассчитывают про­существовать достаточно долго, при попытке миновать эту стадию могут навсегда застрять именно на ней, поскольку люди будут бояться конфронтации и стараться отгородиться от нее. Но закрывать глаза на конфликт — это не решение проблемы. Разногласия есть в любой группе. На стадии образования группы эти разногла­сия не всплывали, поскольку люди старались произвести друг на друга хорошее впечатление. На стадии разделения на подгруппы люди искали сходство, но не фиксировали значимые различия. На стадии конфронтации именно различия по­падают в центр внимания группы.

Вступление в стадию конфронтации является позитивным признаком, а не предвестником того, что группа сбилась с пути. Хотя уровень напряженности в группе снова стремительно возрастает, переход на эту стадию — признак уста­новления доверительных отношений между членами группы. Люди вступают в конфронтацию, если не могут предсказать реакцию или считают, что реакция будет неадекватной. Определив наиболее вероятные поведенческие реакции друг друга, снизив уровень неопределенности, люди успокаиваются. Теперь они знают, чего можно ожидать друг от друга, и готовы приступить к конкретной работе. Таким образом, возникновение конфликта свидетельствует о том, что группа развивается нормально. Теперь можно сместить акцент с социальных проблем группы (проблем взаимоотношений) на ее деловые проблемы. Члены группы уверены, что смогут и в дальнейшем эффективно разрешать конфликты.

На данной стадии возможно возникновение трех типов конфликтов. Первые два — это нормальные, ожидаемые конфликты. Третий конфликта труднее всего разрешить, он способен разрушить группу.

Первый тип конфликта — ложный, или аутический, возникающий в результате недопонимания между людьми. Этот тип конфликта возникает из-за ошибок ком­муникации, то есть, по сути, никакого конфликта не существует.

Второй тип конфликта — случайный конфликт, детерминированный ситуаци­ей. Случайный конфликт возникает, когда поведение человека или всей группы создает проблемы для одного или нескольких ее членов — например, кто-то по­стоянно опаздывает. Таким конфликтом уже пренебречь нельзя, и для того, чтобы он разрешился, нарушители должны изменить свое поведение.

Третий тип конфликта — эскалационный конфликт, или вторичная напря­женность. Здесь речь идет уже не о единичном инциденте, а о череде кажущихся и реальных не связанных друг с другом случайных или ложных конфликтов. По­добный конфликт может возникнуть из-за скрытой борьбы за лидерство в группе. Противоборствующие стороны открыто не афишируют свои притязания на власть, поэтому члены группы вначале могут не распознать истинных причин конфликта. Если эскалация конфликта будет продолжаться, а группа долгое время не сможет раскрыть его причины, то группа потеряет очень много времени, пытаясь разрешить каждую из возникающих проблем. Время и энергия будут тратиться не на задание, а на взаимоотношения. Группа может распасться. По мнению Такмена и Дженсен, на этой стадии люди довольно часто покидают группу. Какой бы ни была основная причина конфликта, ее необходимо выявить, обсудить и решить совместно в группе. Только после этого группа сможет продолжить существование.

4. Разработка норм (индивидуальная дифференциация). Это четвертая стадия моделях группового развития. Следует отметить, что выработка внутригрупповых норм начинается с первых секунд существования группы, однако часто эти нормы специально не оговариваются. Нередко стадия конфронтации и начинается с какой-либо дисфункциональной нормы, выработанной на первых стадиях и мешающей группе эффективно работать. Как только эта норма попадает в поле внимания ленов группы, начинается ее пересмотр.

Индивидуальная дифференциация, считает К. Ойстер, — это счастливое и продуктивное время для группы. Напряженность довольно низкая, навыки разрешения конфликтов группа уже получила. Доверие держится на стабильно высоком ровне, поскольку каждый член группы проявил себя на стадии конфронтации, лены группы верят, что при возможном конфликте они не пострадают, а смогут х> оперативно разрешить.

Характерной особенностью этой стадии является следующий феномен, связанный с доверием. Раньше члены группы не доверяли друг другу, не сотрудничали в процессе выполнения работы. В незрелых группах обычно вырабатываются арбитражные правила относительно «честности» и «справедливости». В более зрелых группах устанавливается уровень доверия, достаточный для принятия разумных решений о разделении труда в группе. Наиболее эффективное разделение труда предполагает распределение заданий в соответствии с сильными сторонами и на­уками каждого члена группы.

На данном этапе люди развивают чувство единения и цели, начинают идентифицировать себя с группой и заботиться об общем успехе группы. Люди покидают группу только в том случае, если вынуждены сделать это (заканчивается совместная учеба, закрывается отдел и пр.). В группе повышается производительность труда, поскольку внимание и энергия направлены на дело, а не на взаимоотношения, групповые роли распределены в соответствии со статусом каждого члена. Нормы, модели поведения и взаимодействия ясны и справедливы.

5. Сотрудничество (действия). На этой стадии группа стала уже довольно зрелым коллективом. К. Ойстер определяет эту стадию как «нечто вроде групповой «нирваны». Американские социальные психологии, так же как и отечественные социальные психологи, говорят о достижении пика в развитии группы, как развития характеризуется следующим: уровень напряженности между членами группы очень низкий, а уровень доверия — высокий. Все конфликты выявлены эффективно разрешаются. Производительность достигает максимума. Разделение труда основывается на умениях каждого, даже роль лидера временами переходит тому, кто при выполнении определенного задания выполнит лидерские функции чаще всех. Однако такая ситуация не может длиться вечно.

6. Распад. Все группы в конце концов распадаются. Сильная сторона модели Такмена и Дженсен заключается в том, что авторы выделяют распад как конечную стадию группового развития. Группы тратят много времени и энергии на то, чтобы стать сплоченным коллективом. Имеет смысл уделить внимание изучению того, как группа перестает быть группой и распадается. Людям необходимо заверше­ние, достижение поставленной цели и окончание или изменение их взаимоотно­шений.

Выделяют два способа распада группы: запланированный и незапланированный. Когда человек поступает в вуз, учится в школе или идет служить в армию, он знает, как долго продлится его членство в данной группе. У него есть время подготовиться к выходу из группы. Лидерам временных групп важно иногда говорить о грядущем распаде группы и увеличивать частоту напоминаний но мере приближения рас­пада. Это поможет людям легче пережить распад группы. Можно организовать последнюю встречу группы, обсуждение полученного опыта, можно отпраздновать успешное выполнение задачи или утешить друг друга в случае неудачи. Группа может принять решение о том, какими будут отношения в дальнейшем, будут ли они встречаться в будущем.

Незапланированный распад группы (внезапный конец) — это самое страшное, что может с ней произойти. Возникает некая психологическая незавершенность. Негативные эмоции и шок от внезапного распада группы зачастую омрачают весь совместный опыт и достижения группы.

Таким образом, мы можем утверждать, что в процессе развития группы люди поэтапно решают основные психологические задачи. Соотношение стадий разви­тия группы и основных психологических задач человека представлено в табл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: