Глоссарий. Авантаж – выгода, польза, благоприятное впечатление

Авантаж – выгода, польза, благоприятное впечатление.

Адвокат дьявола ” – “черный” оппонент, осуществляющий жесткую критику, подвергающий все аргументы сомнению.

Алгоритм – точное, пунктуальное описание последовательности действий, преобразующих исходные данные в искомый результат.

Альтернатива – необходимость или допустимость выбора одного из двух или нескольких возможных (как правило, взаимоисключающих) решений, предоставляемых вариантов действий.

Амбивалентный – неоднозначный, двойственный, неустойчивый.

Аналогия – (от греч. – соответствие). Уподобление, вызванное влиянием

одних элементов объекта на связанные с ними.

Апелляция – обращение за поддержкой к общественному мнению; в праве ряда стран – обжалование приговоров и судебных решений, не вступивших в законную силу.

Аналогия – (от греч. – соответствие). Уподобление, вызванное влияниемодних элементов объекта на связанные с ними другие элементы.

Априори – логико-философское понятие, которое означает знание, умозаключение, вывод, не основывающийся на реальном опыте, а также изначально присущее человеку знание.

Аргумент - довод, служащий основанием доказательства. Аргумент отвечает на вопрос: «Чем надо доказывать тезис?» В логике различают следующие виды аргументов: факт, определение, аксиома, ранее доказанное положение.

Ассертивность – уверенность в себе.

Аттракция – возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Аудиторный шок (сценический страх, ораторский страх). Состояние эмоционального напряжения при выражении мыслей, в результате которого люди испытывают затруднения в исполнении речи.

AIDA – совокупность правил, формирующих общественные отношения, где A – attention (внимание), I – interest (интерес), D – desire (желания), A – activity (активность).

Барьер семантический – несовпадение смыслов высказанных требований, просьб и т.п. у партнеров в общении, усложняющее взаимопонимание.

Бэкграундер – текущая информация, не содержащая сенсации.

Вербальные средства – словесные, языковые средства общения в противовес неязыковым (жестовым, мимическим и т.д.).

Визави – напротив друг друга.

Дайджест – краткое изложение чего-либо.

Дебаты – обсуждение какого-либо вопроса, обмен мнением обычно после доклада.

Дезавуировать – публично отказаться от своих предшествующих высказываний.

Деловая беседа – форма деловой коммуникации, предполагающая обсуждение, дискуссию в целях достижения единого консенсуса между сторонами диалога.

Деловые переговоры – процесс партнерского взаимодействия, целью которого является получение взаимовыгодных результатов.

Деструктивный – неэффективный, неплодотворный, разрушительный.

Джентльменское соглашение – принятое в международной практике наименование договора, заключаемого в устной форме и без официальных формальностей, но неукоснительно соблюдаемого.

Дилемма – затруднительный выбор между двумя возможностями.

Дикция – от лат «произнесение». Произношение, степень отчётливости в произнесении слов, слогов, звуков в разговоре, пении и т.п. Хорошая дикция – отсутствие скороговорения, «проглатывания» отдельных слов и окончаний, шепелявости, гнусавости, заикания. Диспут – публичный спор на научную тему. Для него, как и для дискуссии, характерно стремление, сопоставляя противоречия рассуждений, прийти к единому мнению, общественному решению.

Доверие – отношение к действиям партнеров в процессе рыночного взаимодействия, основанное на убежденности в их добросовестности, честности, искренности. Доверие ориентировано на безусловное уважение человеческого достоинства, исполнительской дисциплины.

Доминировать – господствовать, преобладать.

Идентификация – опознание чего-либо, кого-либо, установление тождества объекта или личности; уподобление, отождествление индивида с кем-либо или с чем-либо (группой, коллективом), помогающее ему успешно овладевать различными видами социальной деятельности, усваивать свои нормы и ценности.

Идиоматическое выражение – неразложимое своеобразное языковое выражение.

Имидж - целенаправленно формируемый образ (какого-либо лица, явления, предмета, фирмы), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы.

Импонировать – производить положительное впечатление, нравиться, например, импонировать открытостью.

Индуктивный метод – метод доказательства, состоящий в движении от частного к общему, дающий возможность точно установить значение отдельных входящих в него слов или предложений.

Инициатива – внутреннее побуждение к новым формам деятельности; предприимчивость, руководящая роль в какой-либо деятельности.

Инновация – нововведение.

Инсинуация – злостный вымысел, лживые клеветнические измышления с целью опорочить, принизить что-либо или кого-либо.

Интерпретация – истолкование, раскрытие смысла, объяснение.

Интровертный – обращенный внутрь; психологическая характеристика самоуглубленной личности, чья мыслительная деятельность направлена главным образом на собственный внутренний мир переживаний и чувств.

Иррациональный – недоступный пониманию, разуму.

Каламбур – от франц. – использование разных значений одного и того же слова или двух сходно звучащих слов с целью достижения комического эффекта, игра слов. Например: «Взять жену без состояния – я в состоянии, но входить в долги для её тряпок – я не в состоянии». (А.С.Пушкин).

Катарсис – эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения.

Клише – стереотипное, избитое выражение, шаблонная фраза.

Коллизия – столкновение противоположных, разнонаправленных взглядов, стремлений, чувств, интересов, обстоятельств.

Коммуникация – специфический обмен информацией, в результате которого происходит процесс передачи информации интеллектуального и эмоционального содержания от отправителя к получателю.

Коммуникабельность – способность, предрасположенность к общению, коммуникации, к установлению контактов и связей, психологическая совместимость, общительность.

Компромисс – соглашение между представителями различных сталкивающихся интересов на основе взаимных уступок.

Конкурентоспособность – совокупность потребительских свойств данного товара или продукции, характеризующих их отличие от товара конкурента по степени соответствия конкретным общественным потребностям, с учетом затрат на их удовлетворение, цен и пр.

Консенсус – общее согласие по обсуждаемому или спорному вопросу, достигнутое без процедуры голосования.

Контекст – относительно законченный отрывок письменной или устной речи (текста), общий смысл которого позволяет уточнить (установить) значение и употребление входящих в него слов и словосочетаний.

Контрагент – каждая из сторон, участвующая в двустороннем или многостороннем договоре (контракте).

Конфиденциальный – сугубо личный, доверительный, секретный, не подлежащий огласке.

Конфликт – столкновение позиций, взглядов, интересов, сопровождающееся сильными эмоциональными переживаниями, стрессами в результате преодоления противоречий конфликтующих сторон.

Конформизм – тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, стремление приспособить его к их требованиям.

Конфронтация – противопоставление, противоборство.

Концепция - от лат. «понимание, система» – определённый способ понимания, трактовки какого-либо явления или процесса.

Креатура – создание, творение; креативность – способность творить.

Культура речи – 1.Раздел филологии, изучающий речевую жизнь общества в определённую эпоху. 2. Качества грамотной речи, делающей её образцовой в данный исторический период в данном языковом коллективе. Лабильность – умение быстро переключаться с обдумывания одних вопросов на другие, не допуская при этом ошибок в решениях, находить верные решения.

Лапидарный – предельно сжатый и выразительный.

Латентный – скрытое, внешне не заметное развитие какого-либо процесса, явления.

Легитимность – то же, что и законность.

Лейтмотив – доминирующее начало в деятельности человека, основная мысль, неоднократно повторяемая и подчеркиваемая.

Лексикон – словарь; запас слов, выражений.

Логическое ударение – выделение в произношении одного из слов для усиления его смысловой нагрузки.

Лояльность – верность, приверженность действующим законам, установлениям органов власти; корректное, благожелательное отношение к кому-либо.

Манипуляция – действия коммуникатора, направленные на изменение психологических установок, ценностных ориентаций, поведения индивидов и целых аудиторий, независимо от их желания.

Манипулирование – сложное, запутанное действие; ловкая поделка, подтасовка; система приемов и способов воздействия на сознание с целью навязывания каких-либо идей или введения в заблуждение.

Менталитет, ментальность – образ, способ мышления личности или общественной группы, а также присущая им духовность и ее социальная и биологическая обусловленность; склад ума, умственный настрой, мировосприятие.

Меркантильный – мелочно-расчетливый, преследующий свою личную выгоду.

Мистификация – намеренное введение кого-либо в заблуждение, заведомый обман.

Мониторинг – постоянное наблюдение за каким-либо процессом в целях выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям.

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность.

Обструкция – действия, демонстративно направленные на срыв чего-либо (заседаний, собраний, переговоров).

Одиозный – нежелательный, неприятный, вызывающий к себе резко отрицательное отношение.

Оппонент – от латинского «возражающий». Участник спора, опровергающий выдвинутый другой стороной тезис.

Паритет – равенство, одинаковое положение, принцип равных прав и возможностей, равное соотношение.

Пертурбация – внезапное изменение, осложнение в обычном ходе чего-либо, вносящее расстройство, беспорядок.

Пиетет – глубокое уважение, почтительное отношение к кому-либо, чему-либо.

Подтекст – внутренний, добавочный, скрытый, отличный от прямого значения высказывания смысл, которые восстанавливается на основе контекста с учетом ситуации.

Популизм – примитивная политическая тактика заигрывания с не очень подготовленной массовой аудиторией, с народом, с целью манипуляции общественным мнением, голосами избирателей.

Прагматизм – деятельность людей, руководствующихся практической выгодой вне зависимости от ее нравственного значения.

Превалировать – преобладать, иметь перевес, преимущество.

Превентивный – предупреждающий, предохранительный, опережающий действия противной стороны, упреждающий.

Презентация – торжественное, публичное представление чего-либо нового, недавно появившегося, созданного.

Прерогатива – исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу.

Престиж – авторитет, влияние; значимость, привлекательность, приписываемые в общественном сознании различным сторонам деятельности людей; уважение, которым пользуется кто-либо.

Прецедент – случай, который имел место ранее, и служащий примером или оправданием для аналогичных действий в настоящем.

Приватный – частный, неофициальный.

Профанация – искажение, извращение чего-либо; опошление, осквернение.

Позиционирование – создание и поддержание (воспроизводство) понятного клиентам образа, имиджа.

Полемика – острый спор, столкновение мыслей по какому-либо вопросу.

Пропонент – участник спора, выдвигающий и защищающий тезис.

Регламентация – установление определенных правил, порядка; разработка распоряжений, предписаний.

Реноме – репутация, установившееся мнение о ком-либо, чем-либо.

Респектабельный – почтенный, достойный, вызывающий уважение.

Рема – ядро высказывания, содержащее сообщение, то новое, что говорящий сообщает. Риторика - теория и искусство ораторской речи. Классическая риторика – наука об общих способах убеждения в вероятном или возможном, основанных на чёткой системе логических доказательств, мастерство и искусство находить эти способы и пользоваться логикой доказательства. Теория художественной речи. Современная риторика – теория и мастерство эффективной (целесообразной, воздействующей, гармонизирующей) речи.

Самоактуализация – стремление человека к возможно полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Самопрезентация – умение представить себя, свои знания и умения с наилучшей стороны.

Софизм – от греч. «хитрая уловка». Рассуждение, кажущееся правильным, но содержащее скрытую логическую ошибку и служащее для придания видимости истинности ложному утверждению. Софизм – особый вид интеллектуального мошенничества.

Суггестия – внушение, воздействие на воображение, подсознание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: