Другие формы организации обучения

Система уроков, описанная выше, в реальной педа­гогической практике дополняется целым рядом других форм организации обучения. К сопутствующим ей фор­мам обучения можно отнести: экскурсии, исследователь­ские группы, лаборатории, экспедиции, кружки, клубы, олимпиады, конкурсы, выставки, трудовые неформальные объединения, секции рационализаторов, юннатов, конст­рукторские бюро, цеха по изготовлению моделей, объеди­нения по интересам и др. Охарактеризуем некоторые из них и покажем их связь с системой уроков по теме.

Экскурсия — это такая форма организации Экскурсия обучения, которая объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и

обеспечивает учащимся через их непосредственные наблю­дения знакомство с предметами и явлениями в их естест­венном окружении. В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций:

— реализуется принцип наглядности обучения;

— повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой;

— расширяется технологический кругозор учащихся; им предоставляется возможность наблюдать реальное производство и знакомиться с применением научных знаний в промышленном и сельскохозяйственном произ­водстве;

— играют значительную роль в профориентационной работе школы.

В зависимости от дидактической цели экскурсии бы­вают: вводные при изучении нового материала, сопровож­дающие его изучение; итоговые при закреплении изучен­ного. По своему предметному содержанию они разделя­ются на производственные, естественнонаучные, историко- литературные, краеведческие и др.

Нередко бывает и так, что одна экскурсия сочетает в себе одновременно несколько учебных предметов. Такие экскурсии называются комплексными. На таких экскур­сиях ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности. Например, можно одновре­менно проводить экскурсию, связанную с изучением фи­зики, химии и математики на стеклозаводе. Во время этой экскурсии физик знакомит учащихся с применением электроэнергии при производстве стекла, химик — со способами получения химических смесей и химических веществ, математик касается использования на предпри­ятиях научных знаний по своему предмету и т.д.

Большая часть проводимых экскурсий непосредст­венно связана с изучением программного учебного мате­риала. Они планируются на весь учебный год и проводят­ся в специально отведенные для них дни, свободные от других занятий в школе. Одни из них предназначаются для изучения учащимися нового материала, другие ис­пользуются для закрепления ранее изученного. Заключи­тельные экскурсии завершают работу учащихся по теме или разделу программы и, как правило, связаны с выпол­нением учащимися тематических заданий и предшеству­ют уроку защиты тематических заданий.

В методике проведения экскурсии выделяют три бло­ка: а) подготовку экскурсии; б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме занятия; в) обработку материалов экс­курсии и подведение ее итогов.

Успех любой экскурсии зависит от тщательности ее подготовки учителем или учителями (если экскурсия яв­ляется комплексной). В содержание подготовки входит тщательное изучение учителем объекта экскурсии, место ее проведения. В подготовку входит определение цели, задач и содержание экскурсии, доведение их до учащих­ся, продумывание методики, показа и рассмотрения объ­екта экскурсии, способов вовлечения учащихся в актив­ное восприятие, привлечение к показу и рассказу специа­листов и пр. Особое внимание следует уделить подготов­ке специалистов. Заранее дать им соответствующие инст­рукции и рекомендации, в частности на какие стороны объекта экскурсии обратить особое внимание учащихся.

Большое значение при подготовке проведения экс­курсий имеет готовность самих учащихся. Она заключает­ся в четкой постановке перед учащимися целей, которые должны быть достигнуты ими в ходе экскурсии и в по­следующей обработке собранного материала: формулиро­вание общих и индивидуальных заданий, информирова­ние учащихся о способах ведения записей, зарисовок, фотографирования, звукозаписей с экскурсоводом во время экскурсии, об использовании знаний по тем или другим характеристикам объекта экскурсии на уроках по смежным предметам. План экскурсии разрабатывается, как правило, учителем, но с привлечением к этой работе и самих учащихся. В ходе работы над планом распреде­ляются обязанности между учащимися по наблюдению, определяется выбор необходимого снаряжения для ус­пешного сбора материалов экскурсии (блокноты, каран­даши, коробочки для сбора образцов, измерительные приборы, инструменты, фотоаппараты, кинокамеры и т.п.). Перед выходом на экскурсию проводится вступи­тельная беседа, уточняются задания, определяются фор­мы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отво­димое на экскурсию, и материалы, документы отчетно­сти, оговариваются порядок, вопросы дисциплины во время экскурсии (для младших школьников). Особое внимание в ходе этой беседы уделяется правилам поведе­ния и техники безопасности.


Время, отводимое для проведения экскурсии, колеб­лется от 40-45 минут до 2-2,5 часа (без учета дороги). Оно определяется характером объекта экскурсии, ее це­лью и содержанием и, конечно, возрастом учащихся. Од­нако какова бы ни была продолжительность, качество ее зависит от умения учителя, экскурсовода возбудить ак­тивность учащихся, заинтересовать их содержанием экс­курсии, поставить перед ними серию проблемных вопро­сов, ответы на которые можно получить, лишь включив­шись в активную поисково-познавательную деятельность. Во время экскурсии ученики делают записи, зарисовки, фотографии, чертежи и т.п.

Заканчивается экскурсия итоговой беседой, в ходе которой учитель совместно с учащимися обобщает, сис­тематизирует увиденное и услышанное, включает его в общую систему изученного по теме, разделу, выделяет самое существенное из увиденного, выявляет впечатления и предварительные оценки учащихся, намечает творче­ские задания для них: написать сочинения, подготовить доклады, составить альбомы, сделать спецвыпуски газет, составить гербарии и коллекции, подготовить раздаточ­ные материалы для уроков, школьных выставок, музеев и т.п. Историко-литературные экскурсии, как правило, за­вершаются подготовкой учащимися письменных отчетов, организацией выставок, конференциями.

В целях упорядочивания проводимых экскурсий в школе составляется план экскурсий. В него включаются как учебные, так и внеучебные экскурсии, проводимые по плану классного руководителя. Однако какого типа экскурсия ни проводилась бы, если ее проведение отве­чает всем необходимым педагогическим требованиям, то она способствует накоплению школьниками знаний, жизненных фактов, воспитывает любознательность, вни­мательность, возрастную культуру, нравственно- эстетическое отношение к действительности.

Цель этой работы - формирование

Домашняя работа „

навыков и умении самостоятель-

школьника ной деятельности и подготовки

учащихся к самообразованию. Она принципиально отличается от классной тем, что проте­кает без непосредственного наблюдения учителя, хотя и по его указанию, с его инструктажем. Домашняя работа опирается на самостоятельность, сознательность, ак­тивность и инициативность самого школьника. Ученик сам определяет время ее выполнения, темп и ритм сво­ей работы. Все это имеет не только образовательное значение для него, но и большое воспитательное, так как у учащегося формируется чувство ответственности, вырабатываются аккуратность, усидчивость и другие социально значимые качества личности.

Домашние задания подразделяются на следующие виды:

— задания, направленные на подготовку ученика к восприятию нового материала при изучении новой те­мы;

— задания, направленные на закрепление знаний, умений и навыков;

— задания, направленные на применение знаний на практике;

— задания творческого характера.

Каждый из этих видов заданий носит либо индиви­дуальный характер, предъявляется школьнику для ин­дивидуального выполнения, либо групповой, для вы­полнения группой учащихся. Задания должны состав­ляться с учетом реальных учебных возможностей вы­полнения их школьниками в следующих временных пределах: I класс - до 1 ч; II - до 1,5 ч; III—IV классы - до 2 ч; V-VI - до 2,5 ч; VII - до 3 ч; VIII-XI(XII) - до 4 ч. Причем как и при планировании уроков по теме, где рекомендуется использовать различные по сложно­сти программы (А, В, С) для работы учащихся на уро­ке-семинаре, так и при разработке системы заданий на дом надо следовать принципу «минимум — максимум», согласно которому задания-минимум обязательны для всех учащихся. Задания-максимум могут выполняться только теми учениками, которые проявляют особый интерес к отдельным учебным предметам, располагают соответствующими к нему способностями.

Заметим, однако, что проблема домашней работы за последние несколько десятилетий довольно остро об­суждается как на страницах педагогической печати, так и среди учителей-практиков. Часто высказываются мнения о том, что пора вообще отказаться от домашних заданий, что все, чему следует научить ученика, должно быть изучено, сделано на уроке.

Доля истины в этих высказываниях, несомненно, есть. Она заключается в том, что если домашнее зада­ние сводится только к заучиванию того, о чем говори­лось в классе учителем, к чтению параграфа учебника, решению нескольких задач по типу решаемых в классе учителем, выполнению всевозможных упражнений на одно и то же правило и т.п., то такой домашней работе нет места в системе обучения в современной школе.

Любое домашнее задание должно выводить школь­ника на новый уровень его познавательной деятельно­сти по сравнению с той, какую он выполнял в классе, должно стимулировать его любознательность, жажду познания нового, предвидеть то новое, с чем он столк­нется завтра на уроке. Поисковый характер задания — вот главный признак домашней работы. Такая домашняя работа — неотъемлемый спутник современного урока. Но для этого она не должна даваться в спешке, резуль­таты ее надо постоянно проверять и обстоятельно ана­лизировать в классе, неустанно поощрять достижения учащихся и предсказывать перспективы их роста; уча­щимся должна предоставляться возможность самостоя­тельного выбора домашнего задания; каждое даваемое задание учащимся должно сопровождаться четким и ясным методическим инструктажем, помогающим им самостоятельно учиться. Такая домашняя работа нужна современному школьнику, она оправдывает себя в структуре обучения.

Обычно к сопутствующим формам организации учебно-познавательной деятельности учащихся относят, наряду с экскурсиями, также и консультации, дополни­тельные, групповые и индивидуальные занятия с учащи­мися вне расписания уроков, факультативы, репетитор­ство, группы выравнивания.


Не касаясь значимости факультативов, включенных в вариативную часть учебного плана, для современного школьного образования, отметим, что выделять их как сопутствующие уроку формы организации обучения не­правомерно, т.к. изучение факультативных предметов, предлагаемых учащимся на выбор, осуществляется в той же урочной форме. Другое дело консультации и дополни­тельные занятия. Они проводятся с учащимися во вне­урочное время и используются в одних случаях для удов­летворения потребностей одних в углубленном изучении каких-то вопросов курса, не входящих в содержание фа­культативных занятий, в других - для устранения отста­вания отдельных учащихся в учении, устранения пробе­лов в их знаниях и предупреждения неуспеваемости. Эти занятия по своей форме организации могут быть группо­выми, индивидуальными, носить характер консультации, собеседования или самостоятельного выполнения учени­ками заданий под руководством учителя. Однако следует помнить, что чрезмерное увлечение этими формами рабо­ты малоэффективно. Оно приводит к расслаблению уча­щихся в учебе, к ожиданию помощи со стороны учителя даже при возникновении элементарных трудностей, де­морализует их. Ученики при такой ситуации очень быст­ро становятся пассивными.

Что же касается групп выравнивания и репетитор­ства, то эти формы обучения ничем не отличаются по своей организации от урочных форм и форм организа­ции групповых и индивидуальных занятий. Поэтому их неправомерно выделять как самостоятельные формы наряду с теми, которые уже рассмотрены в ряду уроч­ных форм организации учебной работы учащихся. Внеклассная и внеурочная формы работы учащихся

Особую категорию представляют формы внеклассной и внеурочной работы учащихся. Это всевозможные предметные кружки, научные общест­ва, олимпиады, конкурсы и др. Вся работа учащихся ведется здесь на добровольных нача­лах, состав учащихся по возрасту и классу обучения не­однородный. Руководство ими осуществляют учителя- предметники, приглашенные специалисты в той или иной области знания.

Содержание работы предметных кружков включает в себя углубленное изучение отдельных вопросов програм­мы, сверхпрограммного материала, истории развития науки в ее персоналиях, конструирование, моделирование в области техники, опытническую работу по биологии, ботанике, встречи с учеными и т.д. В отдельных школах создаются даже научные общества, объединяющие и ко­ординирующие всю кружковую работу, успешно органи­зующие встречи школьников с творческой интеллигенци­ей, писателями, деятелями культуры и др. Благодаря функционированию таких форм работы в школе учащие­ся могут удовлетворять свои разнообразные познаватель­ные и творческие запросы, развивать свой творческий потенциал, активно включаться во всевозможные школь­ные олимпиады, конкурсы, художественные и техниче­ские выставки, литературное творчество, что дает школе большой импульс для выявления и развития способных и одаренных детей.

Формы внеурочных занятий школьников имеют большое образовательное и воспитательное значение. Они разнообразны и требуют от учителя эрудиции, твор­ческого подхода.

Например, в 825-й школе г. Москвы проводятся темати­ческие месяцы-комплексы познавательных творческих дел по какому-либо юбилею (Даниель Дефо, Ломоносов). «Робинзонада-86» 4-7 кл. Класс отправляется в заочную экспедицию в малонаселенный район Земли с задачей «прожить» там месяц и рассказать об этом в школе. Для подготовки и проведения экспедиции участники'изучают ма­териал о данном районе, собирают документы, копии пред­метов быта, природы, ведут дневник. По «возвращении» экспедиции проводят пресс-конференцию.

Тематический вечер к юбилею Ломоносова - это экс­курсии для младших классов; «Что? Где? Когда?» - для средних классов. Старшеклассники провели экспедицию «Москва-Архангель«к-Холмогоры-Москва», в результате которой - выставки, отчеты, и научно-познавательная кон­ференция. В рамках месяца и отдельно проводится дидак­тический театр: создание и постановка пьесы, содержание | которой - знания учащихся в какой-либо области науки. Сопутствующие формы организации обучения позво­ляют школьникам глубже и разнообразнее познавать жизнь, развивать свои творческие силы, духовно обога­щаться, приобретая дополнительную информацию, вос­питывать в себе деловые черты характера.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: