Групповая (звеньевая) форма организации учебной работы

Главными признаками группо­вой работы учащихся на уроке являются:


 

У учащихся


-класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; — каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выпол-


няет его сообща под непосредственным руководством ли­дера группы или учителя;

— задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуаль­ный вклад каждого члена группы;

— состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы.

Величина групп различна. Она колеблется в пределах 3-6 человек. Состав группы непостоянный. Он меняется в зависимости от содержания и характера предстоящей рабо­ты. При этом не менее половины его должны составлять ученики, способные успешно заниматься самостоятельной работой.

Руководители групп и сам их состав могут быть разны­ми на разных учебных предметах и подбираются они по принципу объединения школьников разного уровня обучен- ности, внеурочной информированности по данному предме­ту, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно до­полнять и компенсировать достоинства и недостатки друг друга. В группе не должно быть негативно настроенных друг к другу учащихся.

Однородная фупповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех зада­ния, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. В ходе работы членам группы разрешается совместное обсуждение хода и результатов работы, обраще­ние за советом друг к другу.

Только при таких условиях «...работая в составе группы, звена, - писал известный русский дидакт М.А.Данилов, - школьники на собственном опыте убеждаются в пользе совме­стного планирования, распределения обязанностей, взаимо­общения. Учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно и слаженно, испытывая чувство коллективной ответственности за результаты совместной дея­тельности. Групповая форма организации работы, кроме того, делает явными усилия и способности каждого, что является естественным стимулом здорового творческого соревнования» (Урок в восьмилетней школе/Под ред. М.А. Данилова. М., 1966. С. 184). Результаты совместной работы учащихся в группах, как правило, всегда значительно выше по сравнению с выполне­нием того же задания каждым учащимся индивидуально. И это потому, что члены группы помогают друг другу, несут коллек­тивную ответственность в результатах отдельных членов груп-

|

пы, а также потому, что работа каждого ученика в группе осо­бенно индивидуализируется при регулировании темпа про­движения при изучении какого-либо вопроса.

При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов. Это объясняется тем, что при фронтальной и индивидуальной формах урока учителю труднее помогать всем ученикам. Пока он работает с одним-двумя школьниками, остальные, нуж­дающиеся в помощи, вынуждены дожидаться своей оче­реди. Совсем иное положение таких учащихся в группе. Они получают помощь и от учителя и со стороны силь­ных учеников-консультантов в своей группе, и от других групп. Причем помогающий ученик получает при этом не меньшую помощь, чем ученик слабый, поскольку его знания актуализируются, конкретизируются, приобретают гибкость, закрепляются именно при объяснении своему однокласснику. Консультант руководит работой группы по определенному предмету. По другому — он является рядо­вым членом группы, работает под руководством своего бо­лее подготовленного, знающего, информированного одно­классника-консультанта. Сменяемость консультантов пре­дупреждает опасность появления зазнайства у отдельных учащихся.

Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практиче­ских работ, лабораторных и работ-практикумов по есте­ственно-научным предметам; при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка (работа в парах), на уроках трудового обучения при решении конструктивно-технических задач, при изучении текстов, копий исторических документов и т.п. В ходе такой рабо­ты максимально используются обсуждение результатов, взаимные консультации при выполнении сложных изме­рений или расчетов, при изучении исторических доку­ментов и т.п. И все это сопровождается интенсивной са­мостоятельной работой.

Исключительно эффективна групповая организация работы учащихся при подготовке тематических учебных конференций, диспутов, докладов по теме, дополнитель­ных занятий всей группы, выходящих за рамки учебных программ, за рамки урока. В этих условиях, как и в усло­виях урока, степень эффективности зависит, конечно, от самой организации работы внутри группы (звена). Такая организация предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные не подавляют инициативу и само­стоятельность более слабых учеников. Правильно органи­зованная групповая работа представляет собой вид кол­лективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, постоянной поддержке учителя, его оперативной помо­щи. Без тщательной направляющей деятельности учителя группы не могут эффективно работать. Содержание этой деятельности сводится прежде всего к обучению учащих­ся умению работать самостоятельно, советоваться с одно­классниками, не нарушая общей тишины на уроке, к соз­данию системы заданий для отдельных групп учащихся, обучение их умениям распределять эти задания между членами группы, чтобы были учтены темп работы и воз­можности каждого. Как справедливо пишет Т.А. Ильина, все это, естественно, требует от учителя уделять необхо­димое и достаточное внимание каждой группе, а следова­тельно, и определенных затрат труда, но в конечном ре­зультате это помогает ему решить такие важные задачи воспитания, как воспитание у учащихся самостоятельно­сти, активности, умения сотрудничать с другими при вы­полнении общего дела, формирования социальных ка­честв личности.

Групповая деятельность учащихся на уроке, как это по­казано в работе В.В. Котова («Организация на уроках кол­лективной деятельности учащихся». Рязань, 1977), склады­вается из следующих элементов:

1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инст­руктаж учителя.

2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанно­стей.

3. Работа по выполнению учебного задания.

4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.

5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в фуппе.

6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учи­теля, дополнение и исправление, дополнительная информа­ция учителя и формулировка окончательных выводов.

7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

Успех групповой работы учащихся зависит прежде

всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учи­теля, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель выражает заинтересованность в успе­хе как сильных, так и слабых учащихся, вселяет в них уверенность в успехе, проявляет уважительное отношение к слабым ученикам.

Исследования И.М. Чередова показали, что групповая форма обучения учащихся на уроке предъявляет высокие требования к учителю, осуществляющему управление учеб- но-познавательной деятельностью школьников. Он должен хорошо владеть дисциплиной, в совершенстве освоить ме­тодику определения заданий для групповой работы учени­ков, направлять их деятельность, выделяя ключевые поло­жения, акцентируя внимание на самом главном в изучаемом материале, следить за сотрудничеством учеников в разных группах. Регулируя взаимодействие учащихся, учитель от­мечает особенности их поведения в разных учебных ситуа­циях. Нередко приходится наблюдать, что одни ученики из­лишне командуют, другие отстраняются от совместной ра­боты, третьи разрешают спор недозволенными способами или занимаются другими делами. В роли арбитра выступает учитель. Он направляет учебную деятельность в нужное русло. Следит за тем, как продвигается каждая группа в ре­шении учебных задач. Регулирует темп работы, обращает внимание на слабых, пассивных учеников, помогает им включиться в активную деятельность.

4так, достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Результаты совме­стной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формирова­нии положительных нравственных качеств личности. Но это не говорит о том, что эта форма организации учебной работы идеальна. Ее нельзя универсализировать и противо- 12-1700 поставлять другим формам. Каждая из рассмотренных форм организации обучения решает свои специфические учебно-воспитательные задачи. Они взаимно дополняют друг друга.

Групповая форма несет в себе и ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются: трудности комплектования групп и организации работы в них; уча­щиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать са­мый экономный путь его изучения. В результате слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нужда­ются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах. Только в сочетании с другими формами обучения уча­щихся на уроке - фронтальной и индивидуальной — групповая форма организации работы учащихся приносит ожидаемые положительные результаты. Сочетание этих форм, выбор наиболее оптимальных вариантов этого со­четания определяется учителем в зависимости от решае­мых на уроке учебно-воспитательных задач, от учебного предмета, специфики содержания, его объема и сложно­сти, от специфики класса и отдельных учеников, уровня их учебных возможностей и, конечно, от стиля отноше­ний учителя и учащихся, отношений учащихся между со­бой, от той доверительной атмосферы, которая установи­лась в классе, и постоянной готовности оказывать друг другу помощь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: