Практическая часть. Массовая и элитарная культура.Массовая культура – продукция, которая производится каждодневно, в больших объемах

Вариант 9

Массовая и элитарная культура.Массовая культура – продукция, которая производится каждодневно, в больших объемах. Предполагается, что потребляется всеми людьми, каждодневно, независимо от страны и т.д. Распространяется средствами массовой информации и коммуникации.Появление массовой культуры:Вместе с появлением человечества.Вместе с христианской цивилизацией.С зарождением в европейской литературе XVII –XVIII вв. приключенческого и детективного романа. Простой, ясный язык, доступный для понимания.Принятия в 1870 году в Великобритании закона о всеобщей грамотности.Массовая культура появляется в Америке на рубеже XIX – XX вв. Для этого периода характерна всеобщая массовизация жизни, развивается активная роль людских масс в социальной деятельности.Хосе Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс» выводит понятие «масса» через понятие «толпы». В обществе выделяет две составляющие: меньшинство(совокупность лиц, выделенных особо) и масса (выделенный ничем, средний человек). Причина выдвижения массы – упадок культуры.Джон Белл «Конец идеологии» (1960). В этой книге автор формулирует пять значений понятия «масса»:Масса как недифференцированное множество.Синоним невежественности.Как механизированное общество (придаток техники).Как бюрократизированное общество (личность теряет свою индивидуальность в пользу стадности).Масса как толпа (действует инстинктивно, без правил и т.д., внутри массы человек становится варваром)Масса – воплощение стадности, унифицированности, шаблонности. Массовое общество – то, где производство и потребление приобретает стандартизированный характер. Политика определяется стихийными реакциями населения. Культура в таком обществе утрачивает свою уникальность, тиражируется для всех.Н. Бердяев – «Философия неравенства». Распространение демократической революции ведет к понижению культуры, она становится дешевой, доступной, широкораспространенной, поэтому она понижается в своем качестве. Демократизация не творит ценности, а лишь распределяет.Маклюэн «Галактика Гуттенберга», «Понимание средств связи» и «Культура – наше дело». Выделяет в XV веке изобретение Гуттенбергом печатного станка. 1911 – 1980 – современные средства связи (интернет) порождают глобальную деревню, создают нового племенного человека. Его мифы формирует электронная информация. Печатная продукция создает публику, электронная – массу. Масса (в современности) – объединенные связями индивиды. Субъект массовой культуры двуединый (одновременно индивидуальный и массовый). Массовая культура характеризуется особенностями производства культурных ценностей, понимается с конвейерной продукцией.Истоки распространения массовой культуры – компьютеризация всех отношений. Первым это явление рассматривал К. Маркс «Капитал». Функции массовой культуры. В социальном плане массовая культура формирует новый общественный слой – средний класс (основа индустриального общества, его стержень). Массовая культура мифологизирует человеческое сознание, мистифицирует процессы, происходящие в обществе. Эскапизм (человек уходит от реальности) – формируется потребительское сознание у реципиента, пассивный, некритический тип восприятия культуры. Развивает конформизм.Философские основы массовой культуры.Этическое учение «Гедонизм», где говорится, что наслаждение – цель всего поведения человека. Основой является позитивизм и прагматизм.Прагматизм. Истина то, что имеет практическую пользу, обеспечивает практическую деятельность людей. Например, реклама, которая говорит, что истинно то, что приносит пользу.Позитивизм -> натурализм – социально-биологическое; воплощение идеи Спенсера (конкуренция важна для выживания, социальный дарвинизм); крайние формы – национализм, расизм, шовинизм; концепция американской мечты: представление об исключительности Америки, о возможности достичь чего-то только потому, что живешь в Америке.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: