(1711-1765)
Становление русской риторики как научной дисциплины связано с деятельностью М. В. Ломоносова. В области красноречия великий ученый создал две книги «Краткое руководство к красноречию» (1748) и «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия» (1743). Эти учебные руководства оказали огромное влияние на дальнейшее развитие ораторского искусства в Российской империи.
Активная просветительская и образовательная деятельность М. В. Ломоносова в области теории и практики ораторского искусства способствовала тому, что во второй половине XVIIIвека риторику ввели как образовательную дисциплину в духовных и светских учебных заведениях, в обоих русских университетах. «Риторика, —писал М. В. Ломоносов, — есть искусство красно говорить о всякой материи и тем преклонять других к своему мнению».
М. В. Ломоносов определил необходимые для оратора качества: остроумие, хорошая память, громкий голос, широкая грудь и осанистый вид. Хороший оратор должен быть образован, одарён поэтическим даром, обязан знать историю и литературу, а также наблюдать и понимать нравы человеческие, иметь «философское остроумие».
Однако одних только врожденных талантов для красноречия недостаточно. Оратор должен уметь составлять композицию речи, представлять её структуру: вступление, пояснение, утверждение, заключение. М. В. Ломоносов уделяет внимание орфоэпической стороне речи, он советует тщательно работать над произнесением слов. Оратор должен не только правильно построить речь, но и привести обоснованные доказательства своим утверждениям, а также уметь управлять чувствами слушателей, а чтобы разбудить нужные чувства, надо хорошо понимать человеческую душу.
В красноречии важны также психологические знания оратора, умение выбрать нужное настроение, понять состояние слушателей. М. В. Ломоносов настаивал на том, что сильное воздействие на слушателя будет тем ярче и сильнее, чем яснее и понятнее будет речь, доступнее оратор.