Умственное воспитание — это целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей.
Оно включает: сообщение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.
Основная функция умственного воспитания заключается в формировании познавательной деятельности, в ходе которой ребенок познает окружающий мир. Познавательная деятельность осуществляется в ходе восприятия и мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности. Отражение этих свойств в коре головного мозга создает образ предмета. Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями. Результаты мышления отражаются в речи.
Задачи умственного воспитания дошкольников:
1. сенсорное развитие;
2. развитие мыслительной деятельности (овладение мыслительными операциями, развитие познавательных процессов и способностей);
|
|
3. развитие речи;
4. воспитание любознательности, познавательных интересов;
5. формирование системы знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.
Развитие сенсорной культуры в дошкольном возрасте
Сенсорная культура: результат усвоения ребенком сенсорной культуры, созданной человечеством, овладение им общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.
Сенсорные эталоны — это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития (меры веса, длины, цветовой спектр, объемные и плоскостные геометрические фигуры и т.д.).
Сенсорное воспитание — целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствования ощущений и восприятия. Его задачей является своевременное обучение ребенка перцептивным (обследовательским)действиям.