В детский сад принимаются дети 3-7 лет. Занятия проводятся с группой 12-20 детей. Продолжительность пребывания детей в детском саду – 4-5 часов. По мнению Р.Штейнера, более длительное пребывания ребенка в обществе других детей и в отрыве от матери чрезвычайно утомляет его.
Занятия и игры постоянно сменяют друг друга. Основная идея заключается в том, чтобы создать определенный, благотворно влияющий на ребенка ритм: гармоничное чередование организованных и самостоятельных занятий.
Занятия, которые проводятся со всей группой:
1. Рисование. От детей не требуется рисовать что-то определенное, ребенок просто возится с красками. Р.Штейнер считает, что рисование является важным событием и одновременно служит ключом к эмоциональному пониманию искусства. После рисования работы не обсуждаются. Воспитатель вместе с детьми радуется тому, «что могут краски». Листочки высыхают на столах, их собирают и развешивают.
2. Лепка. Так же как и на рисовании, вместо каких-либо объяснений детям дается возможность получить непосредственной впечатление, наблюдая работу взрослого. Вслед за взрослым они воспроизводят то, что их вдохновило. Готовые работы ставятся на полку.
|
|
3. Игра на музыкальных инструментах. Взрослый сначала рассказывает какую-нибудь историю или стихотворение о каких-либо звуках, а потом «воспроизводит» эти звуки на простейших музыкальных инструментах. Затем детям раздают инструменты. Вновь повторяется история о звуках, и теперь уже дети играют на инструментах, имитируя то, что показывал взрослый.
4. Пение. Напевая что-нибудь детям, участвуя вместе с ними в хоровом пении или слушая, как они поют хором в сопровождении музыкального инструмента или без сопровождения, взрослые выбираю те песни, которые дети готовы часто слушать или напевать. Одна и та же мелодия многократно спетая или услышанная, как отмечает Р.Штейнер, развивает в ребенке чувство ритма.
5. Эвритмия. Проводится один раз в неделю в вальдорфском детском саду. Это особый вид художественных занятий, разработанный Р.Штейнером. Эвритмия построена на определенных закономерностях, которые адекватно выражают музыку в телодвижениях, пластике.
Главное событие дня в вальдорфском детском саду – сказка или история, которая рассказывается детям утром или перед уходом детей домой. Она должна быть именно рассказана, так как во время повествования дети находятся в духовном контакте с рассказчиком. Такой контакт позволяет зримо наблюдать процесс развития ребенка.
Независимо от того, какой вид работы запланирован для группы в целом, второй частью ежедневных занятий в детском саду является свободная игра. Штейнер считал, что свободная игра в детском саду должна быть организована таким образом, что бы в зависимости от погоды и времени года дети постоянно имели в своем распоряжении на свежем воздухе или в помещении разнообразные игрушки и материалы. Вмешательство взрослого в игру должно быть сведено к минимуму.
|
|
Педагог должен постоянно иметь в поле зрения всю группу, но при этом найти себе какое-нибудь дело, полезное для детского сада и одновременно способное заинтересовать детей.
Вопросы для обсуждения:
1. Взгляд М.Монтессори на природу ребенка. Сущность воспитания, роль и функции педагога.
2. Дидактический материал М.Монтессори.
3. Вальдорфский детский сад. Основные принципы воспитания дошкольников.
4. Планирование и оборудование вальдорфского детского сада. Организация его работы.
Задание для самостоятельной работы:
Найти познавательную информацию и подготовить выступление об истории какого-либо дошкольного учреждения, работающего по альтернативной системе М.Монтессори.
Литература:
1. Бауэр В.Э. Организационно-правовая и педагогическая деятельность Центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтессори. – М.: АРКТИ, 2002. – с. 103.
2. Вальдорфская педагогика // Дошкольное воспитание. – 1994. - №6, 8, 9.
3. Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад: воспитание детей младшего возраста. – М.,1992.
4. Линденберг К. Рудольф Штейнер. Биография /Пер. с нем. – М., 1995.
5. Любина Г.А. Письма о Монтессори-педагогике. – Минск, 1998.
6. Монтессори М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья М.В.Богуславский, Г.Б.Корнетов. – М.: Карапуз, 2000. – 272с.
7. Плеханов А. Педагогическая теория и практика Марии Монтессори // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 10.
8. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М.: Академия, 2000. – 344с.
9. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Т.И.Ерофеевой. – М.: Академия, 2000. – 344с.
10. Соловьева В. Беседы о Вальдорфской педагогике //Дошкольное воспитание, 1993. – №3, 4, 6, 11; 1994. – №6.
11. Сорокова М. «Жизненная практика» и сенсорное воспитание дошкольников по методу Монтессори. – М., 1998.
12. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки //Дошкольное воспитание. 1994. – №1,2.
13. Штейнер Р. Духовное обновление педагогики. – М., 1995.