Под индивидуализацией подразумевается такое использование частных средств и методов физического воспитания и такое построение системы занятий, при которых учитываются индивидуальные различия занимающихся, осуществляется индивидуальный подход к ним и тем самым создаются благоприятные условия для развития индивидуальных способностей.
Эффективность обучения зависит от соответствия избираемых воздействий возможностям ребенка. В самом общем определении индивидуализация обучения выражается в дифференциации заданий и способов их решения (т.е. средств, методов, форм организации занятий и пр.) в соответствии с индивидуальными особенностями учеников.
Эти закономерности, определяя содержание принципа индивидуализации, позволяют сформулировать три правила:
1. В индивидуальных особенностях ребенка следует видеть перспективу их развития.
2. Опираясь на сильные стороны ребенка, преодолевать слабые.
3. Любая индивидуализация должна строиться на общих закономерностях обучения.
|
|
Принцип индивидуализации требует учета характера индивидуальных различий детей. Эти различия многообразны и выражаются:
1. В неодинаковом уровне здоровья детей (разделение на медицинские группы).
2. В различном уровне физической подготовленности.
3. В неодинаковом биологическом возрасте детей в пределах одной группы при условии обучения по одной программе.
4. В различном объеме знаний и двигательных умений детей при прочих равных их характеристиках.
5. В неодинаковом характере протекания мыслительных процессов (быстрота освоения).
6. В различной физической работоспособности детей.
7. В разном темпе продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению.
8. В неравноценном отношении к учению (положительном, безразличном, отрицательном).
Необходимость учета перечисленных индивидуальных различий детей связана с рядом трудностей в организации учебно-воспитательного процесса. По способу преодоления этих трудностей индивидуализация обучения может осуществляться двумя путями: типовой индивидуализацией и персональной.
Типовая индивидуализация обучения основана на возможности организации обучения детей, обладающих некоторыми схожими характеристиками: возраст, пол, уровень здоровья и физической подготовленности. Подобная индивидуализация - это самое грубое приближение к учету возможностей детей, это необходимость, рожденная потребностями группового обучения.
Персональная индивидуализация обучения предусматривает учет тех характеристик, которые присущи конкретной личности, но чрезвычайно многообразны и трудно поддаются определению в процессе практической работы.
|
|
В условиях персональной индивидуализации одинаковый программный материал осваивается детьми различными методами, с различным распределением нагрузок и отдыха и т.п.
Сложность персональной индивидуализации возрастает с увеличением количества одновременно занимающихся у одного педагога детей.
Основное правило сочетания путей индивидуализации предусматривает опору на четкую типовую индивидуализацию с установкой на более широкую персональную, что кратко выражается формулой: «персональная индивидуализация внутри типовой».