Сбытовая политика (система распределения) – система ориентиров по организации перемещения товара от производителя к потребителю.
Включает 2 направления:
1) выбор оптимального канала распределения;
2) организация товародвижения.
Канал распределения – совокупность организаций и лиц, участвующих в процессе перемещения товара от производителя к потребителю.
Уровень канала распределения – отдельный участник канала распределения, формирующий его протяженность.
Выделяют:
1. Канал нулевого уровня (производитель - потребитель)
2. Одноуровневый (производитель - розничный торговец - потребитель).
3. Двухуровневый (производитель – оптовый торговец – розничный торговец - потребитель).
4. Многоуровневый (производитель – оптовый торговец – мелкооптовый торговец – розничный торговец – потребитель)
Выделяют три разновидности косвенного сбыта:
1. Интенсивный сбыт – обеспечение наличия запасов товара в возможно большем числе торговых предприятий. Данный вид сбыта означает подключение к сбытовой программе всех возможных торговых посредников независимо от формы их деятельности (универмаги, специализированные престижные магазины и т.п.).
|
|
2. Селективный (выборочный) сбыт – ограничение числа торговых посредников в зависимости от характера их клиентуры, возможностей обслуживания и ремонта продукции, уровня подготовки персонала и т.п.
3. Эксклюзивный сбыт – предоставление ограниченному числу посредников исключительного права на продажу товара в рамках своих сбытовых зон.
В настоящее время на смену традиционным каналам распределения (это каналы, состоящие из независимых участников) приходят интегрированные сбытовые системы. К интегрированным сбытовым системам относятся:
1. Вертикальная маркетинговая система – объединение представителей различных уровней канала распределения.
2. Горизонтальная маркетинговая система – объединение участников, находящихся на одном уровне канала распределения.
3. Многоканальные (комбинированные) маркетинговые системы – сбытовые системы, включающие каналы разной протяженности с различными методами организации продаж и уровнем сервиса для сбыта продукции отдельной фирмы.
Товародвижение – совокупность операций, направленных на перемещение товара от производителя к потребителю.
Цель товародвижения – обеспечение доставки товаров в нужное место, в нужное время с минимально возможными издержками и с максимальным уровнем сервиса для клиентов.
Система товародвижения включает в себя следующие элементы:
1. Организация обработки заказов. На данном этапе необходимо разработать алгоритм приема, регистрации и сопровождения получаемых заказов.
|
|
2. Организация складирования. На данном этапе определяется оптимальный режим работы складского хозяйства.
3. Управление товарно-материальными запасами. Задача фирмы – обосновать оптимальный норматив товарных запасов для успешной работы и наладить систему непрерывного контроля и анализа состояния товарных запасов.
4. Организация транспортировки товаров. Выбор транспортного средства зависит от ряда факторов: дальность перевозки, скорость перевозки, стоимость перевозки, грузоподъемность транспортного средства, наличие транспортных путей.
7. Методы маркетинга: сегментирование рынка, стратегическое планирование, метод матриц
Стратегии охвата рынка:
Недифференцированный (массовый) маркетинг – фирма работает с рынком в целом, предлагая один продукт и один комплекс маркетинга для всех групп потребителей.
Дифференцированный маркетинг – фирма делит рынок на сегменты и разрабатывает для каждого сегмента продукт и комплекс маркетинга с учетом индивидуальных особенностей каждого сегмента.
Целевой (концентрированный) маркетинг – фирма делит рынок на сегменты и концентрирует свои усилия на освоении одного из них путем разработки продукта и комплекса маркетинга, адаптированного к требованиям целевого сегмента.
Одним из важнейших этапов целевого маркетинга является сегментирование рынка.
Сегментирование рынка – работа по классификации потребителей на четкие группы, для каждой из которых могут потребоваться отдельные продукты или комплекс маркетинга.
Этапы сегментирования рынка:
1. Выбор признаков сегментации
Признаки сегментации – переменные, с помощью которых рынок делится на сегменты.
Для потребительских товаров используют следующие группы признаков:
- географические (регион, населенный пункт, плотность населения, климат)
- демографические (возраст, пол, размер семьи)
- психографические (образ жизни, тип личности)
- поведенческие (повод для покупки; искомые выгоды; статус (тип) пользователя; интенсивность потребления; отношение к товару)
2. Выделение сегментов и оценка их привлекательности.
Критерии сегментации – показатели, с помощью которых оценивается привлекательность сегментов (емкость сегмента и темпы ее роста, прибыльность сегмента, доступность, интенсивность конкуренции, возможности фирмы по обслуживанию сегмента).
3. Выбор целевого сегмента и позиционирование товара в целевом сегменте.
Позиционирование товара – определение характерных особенностей товара, выделяющих его с точки зрения потребителя в среде конкурирующих аналогов.
Стратегический планмаркетинга определяет наиболее перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание. Он помогает установить и сохранить соответствие между целями и возможностями компании, с одной стороны, и изменяющимися возможностями рынка – с другой.
Разработка маркетингового плана включает в себя 4 фазы:
1. Задание целей.
2. Обзор ситуации (ревизия маркетинга, SWOT-анализ, предположения для планирования, включающие ключевые факторы успеха маркетинга).
3. Формулирование стратегии (изложение выбранных стратегических альтернатив).
4. Распределение ресурсов и мониторинг.
При разработке стратегических планов широко применяется метод матриц.
I. Матрица BCG «рост рынка – доля рынка» применяется для анализа хозяйственного портфеля.
Низкая доля рынка | Высокая доля рынка | |
Быстрый рост рынка | "Знаки вопроса" | "Звезды" |
Медленный рост рынка | "Собаки" | "Дойные коровы" |
II. Матрица И. Ансоффа «Продукт-Рынок». Она предполагает выбор направления роста в зависимости от степени новизны продукта, предлагаемого фирмой, и степени новизны рынка, на котором она работает.
|
|
Продукт | |||
Старый | Новый | ||
Рынок | Старый | Обработка рынка | Развитие продукта |
Новый | Развитие рынка | Диверсификация |
III. Матрица конкуренции М. Портера
Чтобы опередить конкурентов необходимо сконцентрироваться на одной из 3 стратегий:
Стратегическое преимущество | |||
Преимущество в издержках | «Специализация», неповторимость продукта | ||
Стратегическая цель | Рынок | Лидерство в области затрат | Дифференциация |
Сегмент | Концентрация на сегменте |
1. Лидерство в области затрат – все действия предприятия направлены на сокращение затрат, прочие характеристики (качество, сервис) являются второстепенными.
2. Дифференциация – продукт предприятия должен отличаться от конкурентов и иметь нечто неповторимое с точки зрения потребителей.
Предложение компании может быть дифференцировано по товару, услугам, персоналу или имиджу.
3. Концентрация на сегменте – обработка одного или нескольких сегментов и достижение там лидерства либо по затратам, либо по уникальности, либо и того и другого.