По функциям права выделяют:
1) регулятивные правоотношения – это правоотношения, возникающие из правомерных действий и событий в целях обеспечения нормальной организации общественной жизни;
2) охранительные правоотношения – это правоотношения, возникающие вследствие правонарушения как реакция общества, государства, граждан.
По определенности субъектов выделяют:
1) относительные – это правоотношения, в которых все субъекты точно поименованы (определены);
2) абсолютные – это правоотношения, в которых точно известна только одна сторона – управомоченная, а все остальные субъекты права являются по отношению к ней обязанными и не должны нарушать ее субъективных прав. По отраслям права выделяют:1) конституционные правоотношения;2) административные правоотношения;3) гражданско-правовые отношения;4) уголовные правоотношения и др.
В зависимости от количества сторон выделяют: 1) простые – возникают между двумя субъектами;2) сложные – возникают между тремя и более субъектами.
|
|
Юридические факты, их классификация
Юридический факт – это реальные жизненные обстоятельства, влекущие возникновение, изменение и прекращение правоотношений.
По своим последствиям они делятся на 1. правообразующие (влекут возникновение правоотношений), 2. правоизменяющие (влекут изменение существующих правоотношений) и 3. правопрекращающие (влекут прекращение правоотношений).
в связи с волей участников.
1.События – это реальные жизненные обстоятельства, наступление которых не зависит от воли участников правоотношения. Они делятся на абсолютные и относительные.
А) Абсолютные события – это юридические факты, наступление которых вообще не зависит от воли людей. Например, пожар дома в результате удара молнии приводит к возникновению страховых правоотношений между собственником и страховой компанией (юридическим фактом является не удар молнии, а гибель имущества в результате пожара).
Б)Относительные события – это юридические факты, которые наступают в результате действий третьих лиц. Данные лица не являются участниками правоотношений, возникающих в результате их действий. Например, пожар в результате поджога приводит к возникновению правоотношений между собственником и страховой компанией. Для этих сторон, гибель имущества в результате пожара – это событие.
2.Деяния – это действия либо бездействие сторон правоотношения. Они делятся на правомерные и неправомерные.
А)Правомерные деяния (действия) – это поведение людей, соответствующее нормам права и порождающее правовые последствия. Они делятся на юридические акты и юридические поступки. Юридические акты – это действия, совершенные с целью породить юридические последствия. Примерами могут выступить приговоры суда, регистрация брака, заключение договора и т.д. Юридические поступки – это поведение субъекта, основное содержание которого состоит в достижении самых различных социальных целей, и которое порождает правовые последствия независимо от того, было ли оно направлено или нет на достижение этих последствий. Например, написание литературного произведения автоматически порождает авторские права.
|
|
Б) К неправомерным деяниям относятся правонарушения различных видов – преступления, административные правонарушения, гражданско-правовые деликты, дисциплинарные проступки и т.п.
Понятие и основные формы реализации норм права.(понятие, формы реализации 1.соблюдение,2.исполнение,3.использование,4.применение)Применение права – признаки,требования(закон-ть,обоснованность, целесообразность), стадии применения права, акты применения права – правоприменительные и их виды(классификация)
Реализация права – осуществление в поведении субъектов права предписаний правовых норм. В реализации права выражается внешнее поведение людей.
формы реализации права.
По субъекту – индивидуальная и коллективная.
По внешней сторон е – действие и бездействие.
По характеру правореализующих действи й
1.Соблюдение – форма реализации права, при которой субъекты воздерживаются от совершения запрещенных нормами права действий. Соблюдение права является пассивной формой осуществления обязанностей. Например, работник не нарушает установленные в правилах внутреннего трудового распорядка запреты.
2.Исполнение – совершение обязанной стороной в интересах управомоченной стороны указанных в нормах права действий. Это активная форма осуществления обязанностей. Например, продавец по договору купли-продажи передает покупателю товар, а покупатель, в свою очередь, оплачивает товар.
3.Использование – это осуществление управомоченной стороной предоставленных в нормах права юридических возможностей. Здесь может иметь место как активное, так и пассивное поведение управомоченного лица. Например, участие в выборах; получение от должника, данной в займы суммы.
4.Применение – властная деятельность компетентных государственных органов по разрешению юридического дела, направленная на установление, изменение, прекращение правоотношений, определения точного объема субъективных прав и юридических обязанностей их участников и их закрепление в специальных индивидуальных решениях.
Применение права является сложной формой реализации и имеет следующие признаки:
1) особый субъект – специально уполномоченный компетентный государственный орган или должностное лицо; в некоторых случаях это может быть общественная организация, в соответствии с законом уполномоченная на совершение очень узкого круга правоприменительных действий;
2) государственно-властный характер, то есть предписания уполномоченного органа являются обязательными для лиц, которым они адресованы;
3) осуществляется в закрепленном в нормах права процессуальном порядке;
4) состоит из нескольких последовательных стадий;
5) связано с принятием индивидуального правового акта.
Применение права требуется, когда:
1) правоотношение не может возникнуть без властного решения компетентного органа (установление права на получение пенсии);
2) в силу особой социальной значимости отношение контролируется с позиций законности (регистрация брака);
3) возникает необходимость в официальном установлении юридически значимого факта (признание человека безвестно отсутствующим);
4) есть спор о праве (раздел супругами имущества);
|
|
5) возникает необходимость в государственном принуждении; особой разновидностью этого случая является привлечение правонарушителя к юридической ответственности.
Применение права должно соответствовать требованиям законности, обоснованности и целесообразности.
1.Законность – правоприменитель решает дела в пределах своей компетенции, со строгим соблюдением процессуального порядка в соответствии с избранной нормой права.
2.Обоснованность заключается в полном и всестороннем исследовании всех относящихся к делу фактических обстоятельствах.
3.Целесообразность – принятие решения с учетом особенностей конкретного дела (особенностей обстановки, личности).
Стадии применения права
Три основных этапа:
1) установление фактических обстоятельств дела (на этой стадии с помощью системы доказательств устанавливаются и процессуально закрепляются фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела; к ним предъявляются требования необходимости и достаточности для объективного и законного рассмотрения дела;
2) установление юридической основы дела (на этой стадии правоприменитель проводит: а) юридическую квалификацию, то есть правовую оценку того или иного жизненного случая, а именно, выбирает отрасль, институт и норму права, регулирующие данное общественное отношение; б) проверку юридической нормы, то есть выясняет подлинность юридической нормы, которая удостоверяется официальным изданием, проверяет ее действие во времени, в пространстве и по кругу лиц; в) толкование нормы права, то есть деятельность по уяснению и, в случае необходимости, разъяснению ее истинного смысла);
3) принятие решения (то есть фиксирование в необходимой процессуальной форме следствий, вытекающих из юридической квалификации установленных фактических обстоятельств, и определение порядка реализации субъективных прав и обязанностей сторон правоотношения; другими словами, принимается обязательный для исполнения правоприменительный акт).
В том случае, когда решение принималось без участия одной из сторон, речь может идти о четвертой, дополнительной стадии – стадии доведения принятого решения до адресатов. В противном случае решение не может вступить в законную силу.
|
|
Акты применения права
Правоприменительные (индивидуальные) акты – это предписания государственных органов или должностных лиц, адресованные конкретным лицам или организациям и обязательные для исполнения ими.
Как и нормативные акты, индивидуальные акты являются правовыми, поэтому имеет ряд схожих признаков:
1) исходят от компетентных органов;
2) носят государственно-властный характер;
3) имеют определенную, установленную в нормах права форму;
4) принимаются в соответствии с закрепленной в нормативных актах процедурой.
Главное отличие же заключается в том, что правоприменительные акты всегда носят индивидуальный (персонифицированный) характер, они всегда адресованы конкретным субъектам в конкретных обстоятельствах, и содержат не норму права, а указание на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями. Они влекут юридические последствия, т.е. являются юридическими фактами (юридическими актами).
В основном, для правоприменительных актов характерна пятиэлементная структура:
1) вводная часть (содержит наименование акта и органа его принявшего, время и место его принятия, указание на предмет дела);
2) описательная часть (указывает на установленные фактические обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела);
3) мотивировочная часть (содержит анализ собранных доказательств, юридическую квалификацию дела, ее мотивацию);
4) резолютивная часть (содержит решение по делу, т.е. точный объем субъективных прав и юридических обязанностей сторон правоотношения);
5) заключительная часть (содержит необходимые реквизиты дела – соответствующие печать, подписи).
Акты применения права, как правило, имеют письменную форму, например, приговор суда. Примером устного правоприменительного акта может выступить приказ командира в отношении подчиненного.
Виды правоприменительного акта
По издающим их субъектам они
а) акты государственных органов;
б) акты муниципальных органов;
в) акты, издаваемые субъектами управления различных организаций.
По функциям нрава
а) регулятивные – направлены на реализацию, содержащихся в нормах права предписаний в связи с нормальной реализацией субъектами правоотношений своих прав и обязанностей (приказ о назначении на должность);
б) охранительные – издаются, как правило, в связи с совершенными правонарушениями или для предотвращения возможных правонарушений, направлены на охрану правопорядка (постановление о привлечении в качестве обвиняемого).
По юридической природе
а) основные – содержащие конечное решение дела (приговор суда);
б) вспомогательные – подготавливающие принятие основных актов;
По отраслевому признаку
а) административные акты;
б) уголовно-правовые акты и др.
По характеру, содержащегося в актах решения
а) обязывающие – устанавливающие обязанность стороны правоотношения (решение суда о сносе самовольно построенного гаража);
б) управомочивающие – устанавливающие субъективные права стороны правоотношения (приказ ректора о выплате повышенной стипендии).
По наименованию:а) указы;б) приказы;в) постановления;г) решения;д) приговоры и др.
26. Пробелы в праве. Институт аналогии в праве. понятие, причины пробелов, условия, аналогия закона, аналогия права, юридические коллизии, виды коллизий)
Пробелы вправе – это отсутствие необходимых для регулирования общественных отношений правовых норм или их неполнота. Пробелом в праве является ситуация, когда отсутствует норма для юридической квалификации установленных фактических обстоятельств.
Пробелы возникают по двум основным причинам: 1) в результате постоянного появления новых общественных отношений, и объективного запаздывания принятия норм права для их регулирования; 2) в результате ошибок законодателя, который но субъективным причинам не смог учесть все возможные ситуации, требующие правового регулирования.
Для признания наличия пробела в нраве необходимо наличие двух условий: 1) установленные фактические обстоятельства должны находится в пределах правового поля; 2) должна отсутствовать конкретная правовая норма, необходимая для регулирования данных фактических обстоятельств.
Пробел в праве можно устранить с помощью создания новой нормы права, то есть правотворчества. Но можно обойтись и без правотворчества. Выход из сложившейся ситуации возможен в силу того, что система права обладает некоторой гибкостью и способностью восполнять отсутствие конкретных норм другими элементами (близкими нормами, принципами права). В процессе правоприменительной деятельности пробел можно преодолеть посредством аналогии закона и аналогии права. С помощью аналогии правоприменитель пытается установить волю законодателя, которая не нашла закрепление в необходимой норме права, но имеет место в системе права.
Аналогия закона – это решение юридического дела на основе нормы права, регулирующей сходные с рассматриваемыми обстоятельства. Данная норма права может находиться как в отрасли, призванной регулировать рассматриваемые обстоятельства, так и в смежной отрасли права. Например, не урегулированная в Уголовно-процессуальном кодексе РФ процедура отвода общественного обвинителя осуществляется по аналогии с процедурой отвода государственного обвинителя, нашедшей должное законодательное закрепление.
Аналогия права – это решение юридического дела на основе общих начал и смысла права. При этом особую роль играют принципы нрава, в которых в концентрированном виде и заключается дух, смысл права.
Аналогия широко применяется, например, в имущественных отношениях, но существуют сферы правового регулирования, в которых она запрещена. Прямой запрет на аналогию содержится в уголовном праве, не допускается она также в связи с административным правонарушением.