В РФ президент избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства

2) пропорциональная система -партии получают места в парламенте пропорционально количеству полученных голосов (50% голосов избирателей страны - половина мандатов, треть голосов - треть мандатов).

Достоинство пропорциональной системы в том, что партии представлены в парламенте в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей.

Ее недостатком является пестрота политических сил в парламенте, а отсюда и меньшая стабильность правительства, которое формируется из членов партийных фракций парламента. Чтобы не допустить в парламент и в правительство маленькие партии, в РФ, как и в ряде других стран, установлен процентный барьер -если партия набрала меньше 7% голосов избирателей, она не получает депутатских мандатов вообще (ее мандаты распределяются среди победивших партий). Таким образом, выборы в российский парламент - Госдуму - являются пропорциональными.

Каждая избирательная система имеет как достоинства, так и недостатки, поэтому некоторые страны применяют смешанные системы: часть депутатов избирается в округах по мажоритарной системе, а остальные - по партийным спискам по пропорциональной системе.


ТЕМА 11. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Субъекты политики (социальные группы, партии и т.д.) имеют политические интересы и преследуют свои цели. Вступая в политические отношения, борясь и сотрудничая, они заставляют политическую систему изменяться.

Политический процесс - это все изменения политической системы, ее движение, т.е. переход от одного ее состояния к другому.

Политический процесс может протекать в отдельной стране (в политической системе общества), в регионе, а также в глобальном масштабе - во всем мире.

В обществе он наблюдается во всей политической системе:

-на государственном уровне;

- в городах и районах;

- внутри различных наций, социальных групп, политических партий и т.д.

В политическом процессе переплетаются реформаторский и революционный способы движения общества, сознательные и стихийные действия участников политики.

Содержание (структура) политического процесса:

Граждане и группы людей представляют свои политические интересы институтам (государству, партиям), принимающим политические решения

государство, партии и т.д. вырабатывают и принимают политические решения политические решения претворяются в жизнь.

Стадии политического процесса:

1) конституирование - становление политической системы. В условиях политического кризиса к власти приходит новая политическая элита, которая или модернизирует (обновляет) государство, или создает новое.

2) функционирование - стабильный период развития общества и политической системы без острых политических конфликтов и кризисов. Элита поддерживается большинством населения.

3) развитие - элита улучшает управление, ее авторитет и роль в решении вопросов общественной жизни растут. Но появляется оппозиция (контрэлита), которая начинает борьбу за влияние на массы.

4)разложение, упадок - правящая элита не справляется с текущими задачами и теряет легитимность, т.е. поддержку масс. Оппозиция усиливается настолько, что способна победить.

Типы политического процесса:

1) внутриполитический (внутренняя политика страны - выборы и пр.) и внешнеполитический (внешняя политика, отношения между государствами).

2) эволюционный (постепенные реформы) и революционный (быстрые преобразования с использованием насилия);

3) открытый - государственная власть открыто обсуждает с обществом все проблемы (например, в СМИ) и скрытый (теневой), когда власть действует через спецслужбы, разрабатывает секретные документы, отдает неофициальные приказы. Такие действия нарушают закон.

4) стабильный (власть легитимна, т.е. население добровольно принимает ее и сотрудничает с ней) и нестабильный (кризис государственной власти, предреволюционная ситуация).


ТЕМА 12. ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ

Политическое участие - это участие народа в политическом процессе, т.е. в политических делах государства и общества (участие в выборах политической элиты и в проводимой е. политике).

Значит, при помощи политического участия управляемые могут заставить тех, кто управляет, считаться со своими интересами.

Народ может осуществлять свою власть двумя основными способами, поэтому выделяют две формы политического участия (или две формы демократии):

1) прямую (непосредственную) - народ непосредственно, т.е. без посредников, принимает политические решения и проявляет свою власть. Главные институты (способы) прямой демократии - выборы, референдумы, политические митинги, шествия, демонстрации, пикетирования, прямые обращения в органы власти.

Референдум -это всеобщее тайное голосование граждан по какому - либо вопросу, т.е. одобрение или неодобрение закона, решения президента или правительства ). Таким образом, референдум - это не выборы.

2) косвенную (представительную) - народ избирает своих представителей (например, депутатов парламента), которые и осуществляют политическую власть от его имени.

Особую роль при непосредственной демократии играет парламент (в РФ это Государственная дума) - высший законодательный и представительный (выборный) орган в стране.

Конституция РФ 1993 г. закрепила еще одну форму народовластия - систему органов местного самоуправления. Местное самоуправление - это участие населения в принятии решений местного значения (например, городское образование, здравоохранение, транспорт, собственность и т.д.).

Органы местного самоуправления отделены от органов госвласти на местах, но взаимодействуют с ними, т.к. у них смежные сферы деятельности.

Основные формы местного самоуправления:

- местные референдумы;

-выборы органов местной власти (мэров городов, глав поселковых администраций, депутатов городских дум и т.д.).


ТЕМА 13. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

Политическое лидерство - это постоянное руководящее влияние со стороны определенного лица (лидера) на все общество, организацию или группу.

Для лидерства необходимы:

-формальный статус лидера, т.е. он должен обладать властью (должностью, положением);

-личные качества (ум, воля и т.п.), выделяющие лидера среди других людей;

-конкретная политическая ситуация, которая выдвинет лидера и заставит его действовать;

-окружение и последователи лидера, т.к. «короля делает свита».

Политический лидер - это авторитетный член организации, группы, общества в целом, который благодаря своим выдающимся личным качествам способен играть важную роль в политических делах. Роль лидера в политике может быть как конструктивной, так и деструктивной (разрушающей, отрицательной).

Функции политического лидерства:

1) интегративная (объединительная) - лидер объединяет различные группы на основе базовых идеалов общества;

2) ориентационная - лидер вырабатывает политический курс, отражающий потребности всего общества;

3) инструментальная - лидер определяет способы достижения поставленных перед обществом задач;

4) мобилизационная - лидер является инициатором необходимых изменений и увлекает общество за собой;

5) коммуникативная - лидер поддерживает связь между государственной властью и народом, чтобы народ не был отстранен от власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: