Право не просто собрание норм, а система (особый порядок), которая состоит из элементов разного уровня:
- отраслей;
- правовых институтов;
- норм.
Главный принцип, на котором построена система права, - принцип верховенства прав и свобод человека.
Норма права - это общеобязательное юридическое правило (модель правильного поведения), сформулированное государством и обеспеченное его защитой.
Всякая норма права предписывает человеку определенное поведение:
- или обязывает;
- или запрещает;
- или уполномочивает что-либо совершить.
Структура правовой нормы включает:
1) гипотезу -это условия, при которых норма действует;
2) диспозицию - само правило поведения;
3) санкцию - наказание за несоблюдение правила.
Норма представляет собой первичный элемент системы права.
Правовой институт - это совокупность правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения внутри отрасли права. Например, право собственности (институт права собственности), купля-продажа (институт купли-продажи) - это правовые институты гражданского права, уголовная ответственность несовершеннолетних - правовой институт уголовного права.
Некоторые институты постепенно становятся такими крупными, что стремятся выделиться из своей отрасли права, стать самостоятельной отраслью. Пока этого не произошло, их называют подотраслями права. Например, в конституционном праве одной из подотраслей является избирательное право.
Отрасль права - это совокупность правовых институтов и норм, регулирующая целую сферу общественных отношений (обычно своим особым методом). Отрасли являются самыми крупными элементами в системе права. В системе российского права выделяют следующие отрасли:
1) конституционное (государственное) право - это, прежде всего, нормы Конституции РФ (о правах личности, о высших органах власти и т.д.);
2) гражданское право - регулирует в основном имущественные, а также некоторые личные неимущественные отношения;
3) административное право - регулирует отношения граждан (и организаций, предприятий) с представителями исполнительной власти при исполнении ими их обязанностей;
4) уголовное право - нормы, касающиеся общественно опасных деяний, т.е. преступлений;
5) семейное право - регулирует отношения супругов, их права и обязанности в отношении детей;
6) трудовое право - регулирует трудовые отношения работника и работодателя (оплата труда, продолжительность рабочего дня и т.д.);
7) финансовое право - регулирует финансовую деятельность государства, банков и других учреждений.
Существуют также отрасли процессуального права (гражданско-процессуальное и уголовно-процессуальное право), которые содержат правила деятельности судов и правоохранительных органов.
ТЕМА 3. ЗАКОНОТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Законотворческий процесс - это процесс создания законов.
Законы принимает Государственная дума (нижняя палата парламента РФ -Федерального Собрания), а утверждает или отклоняет эти законы Совет Федерации (верхняя палата ФС).
Законотворческий процесс состоит из пяти стадий:
1.Законодательная инициатива - это право внесения законопроекта для обсуждения в Государственную думу. Этим правом (правом законодательной инициативы) по Конституции РФ обладают:
1) президент РФ;
2) Совет Федерации;
3) члены Совета Федерации (СФ);
4) депутаты Государственной думы;
5) законодательные органы субъектов РФ (например, Законодательное собрание Нижегородской области, т.е. местный парламент области);
6) высшие суды России - Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ.
2. Обсуждение законопроекта в Думе:
1) парламентские слушания - это предварительное (неофициальное) обсуждение. Здесь заслушиваются мнения парламентариев, государственных и общественных деятелей, а также специалистов-экспертов.
2) официальное обсуждение:
-первое чтение законопроекта - прорабатываются его главные положения;
- второе чтение (самое тщательное) - весь проект рассматривается по статьям, вносятся необходимые поправки;
- третье чтение - депутаты уже не могут вносить поправки, они только одобряют или не одобряют законопроект.
При каждом чтении проект закона может быть отклонен, а может быть решено принять его сразу в трех чтениях.
3. Принятие закона в Думе.