Управление автомобилем в темное время суток и в условиях недостаточной видимости

Особое внимание необходимо уделить очистке, проверке комплектности и исправности осветительных приборов, стеклоочистителей и стеклоомывателей.

Скорость движения в тёмное время суток почти во всех случаях должна быть меньше скорости в дневное время. Её необходимо устанавливать такой, чтобы остановочный путь автомобиля был меньше расстояния видимости.

Сближаясь со встречным автомобилем, водитель должен быстро определить, движется он или стоит на месте. Убедиться в этом можно по тени, отбрасываемой передней частью автомобиля, или по отражению света фар увлажнённой поверхности дороги. Переключать фары на ближний свет необходимо в том случае, когда водитель испытывает ощущение неудобства или переключил свет водитель встречного автомобиля. После переключения следует установить скорость в соответствии с уменьшенным расстоянием видимости и наблюдать за правым краем проезжей части. Периодически нужно просматривать свою полосу, но избегать задержки взгляда на фарах встречного автомобиля. Это позволит сохранить наилучшее зрительное ощущение и поможет заменить препятствие, которое окажется на полосе движения или появится справа от неё.

Если водитель встречного автомобиля не выключает дальний свет, его нужно предупредить повторным переключением. В том случае, когда он продолжает нарушать Правила или если после переключения состояние неудобства не исчезает, следует снизить скорость, осторожно принять право и остановиться на своей полосе. Так же рекомендуется поступать и при встречном движении колонны автомобилей с включенными фарами.

Необходимо быть особенно осторожным, если встречное транспортное средство следует с выключенным светом или с одной включенной фарой. Не исключено, что навстречу движется автомобиль с неисправными фарами (обеими или одной).

На дорогах в сельской местности возможно встречное движение сельскохозяйственных самоходных машин, габариты которых превышают ширину полосы движения. В таких ситуациях, как и в случаях с неисправной левой фарой, опасность вполне реальна, так как левая часть встречного транспортного средства незаметна и возможно столкновение. Чтобы предупредить его, необходимо увеличить интервал до полуторной ширины грузового автомобиля или, приняв вправо, остановиться.

Ночью сильно затрудняется оценка расстояния до встречного автомобиля или его скорости. Поэтому при наличии каких-либо признаков встречного автомобиля от намерения совершить обгон следует отказаться. Приближаясь к обгоняемому автомобилю, нужно сменить дальний свет на ближний свет расстоянии не менее 150м от него. При этом дорога хорошо просматривается благодаря свету фар обгоняемого автомобиля. Дальний свет можно включить перед завершением обгона, а водителю обгоняемого автомобиля перед завершением обгона следует включить ближний свет.

Повороты дороги ночью выглядят иначе, чем днём. Трудно оценить их кривизну, а следовательно, и выбрать безопасную скорость. При поворотах лучше освещается внешняя полоса движения. В том случае, если автомобиль оборудован противотуманными или широкоугольными фарами, их следует включать перед началом поворота.

Когда водитель видит на тёмной дороге падающий поперёк неё пучок света, то это означает, что он приближается к пересечению, к которому подъезжает другой автомобиль. Необходимо установить такую скорость, которая позволит водителю принять необходимые меры безопасности. Приближаясь к неосвещённому перекрёстку, следует предупредить участников движения, расположенных на пересекаемой дороге, несколькими включениями и выключениями фар. При движении на неосвещенных дорогах большую опасность представляет транспортное средство, остановленное на проезжей части или вблизи неё. Поэтому даже для кратковременной остановки необходимо стараться выезжать за пределы дороги.

При движении по мокрой или грязной дороге необходимо периодически останавливаться и протирать лобовое стекло, фары, фонари указателей поворота и стоп-сигнала. Кроме того, для хорошей очистки лобового стекла необходимо постоянно следить за состоянием стеклоомывателя и щёток стеклоочистителя. Если автомобиль движется по разбитой дороге, рекомендуется пользоваться ближним светом фар, который при ограниченной скорости лучше освещает дорогу непосредственно перед автомобилем.

Учитывая интенсивное утомление водителя при работе в тёмное время суток, желательно, чтобы продолжительность её не превышала 6 часов. Для восстановления работоспособности необходимо обязательно делать перерывы на 5-8 минут: первый – после 2-3 ч движения, а последующие – через 1-1,5 ч, причём отдых должен быть активным. Желательно также, чтобы после 4-5 ч движения перерыв был продолжительный, с приёмом горячей пищи. После ночного рейса, как и перед ним, водителю необходим хороший отдых.

Значительно ухудшаются условия видимости во время снегопада, проливного дождя и особенно при тумане. Туман закрывает ориентиры, изменяет окраску лучей всех цветов, кроме красного. Так, жёлтый свет в тумане становится красноватым, а зелёный-желтоватым. Пелена тумана может быть настолько густой, что даже с включенными фарами нельзя ничего различить на расстоянии 3-5 м.

В тёмное время и в условиях недостаточной видимости водитель большую часть времени находится в состоянии повышенного эмоционального напряжения, поэтому он намного быстрее утомляется, чем в светлое время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: