Факты, доказывающие правомочность вычленения общего принципа зависимости запоминания от организации целенаправленной деятельности, будут взяты преимущественно из такой области исследований психологии памяти, как психология непроизвольного запоминания. Выбор именно этой формы запоминания в качестве объекта анализа продиктован несколькими причинами. Во-первых, в жизни человека непроизвольное запоминание занимает главное, доминирующее место. Это положение представляется очевидным, так как в реальных жизненных ситуациях перед человеком не так уж часто встает специальная мнестическая задача, специальная цель припомнить то или иное событие. Гораздо чаще, практически всегда людям приходится запоминать в самом буквальном смысле этого слова по ходу дела. Чтобы человек ни делал, читает ли он лекцию, играет в футбол, объясняется в любви девушке и т.д., — во всех этих случаях он запоминает множество деталей, как прямо связанных с этим делом, так и непосредственно к нему не относящихся. Человек, если пользоваться терминологией когнитивной психологии, постоянно осуществляет параллельную обработку информации. Причем качественная сторона этой переработки и ее эффективность зависят, как будет показано далее, прежде всего от связей запоминаемого материала с мотивами, целями и условиями осуществления действия. Итак, первой причиной, побуждающей выбрать для анализа непроизвольную форму запоминания, является доминирование в нашей жизни этого вида запоминания и его многоуровневый характер. Вторая причина связана с тем, что при анализе когнитивной психологии мы почти не упоминали о непроизвольном запоминании. Это и не удивительно, так как в когнитивной психологии памяти исследуется главным образом произвольное запоминание, то есть запоминание при наличии специальной задачи запомнить. Непроизвольное, или, как его иногда называют, «случайное» запоминание просто не вмещается в рамки искусственных лабораторных ситуаций, в которых обычно анализируется память в когнитивном подходе. Третья причина состоит в том, что факт зависимости запоминания от организации деятельности был наиболее убедительно продемонстрирован на материале непроизвольного запоминания в исследованиях П.И. Зинченко, А.А. Смирнова и их учеников. К этим исследованиям, прежде всего к исследованиям П.И. Зинченко мы и обратимся далее.
|
|
Главная задача одного из циклов исследования П.И. Зинченко заключалась в том, чтобы экспериментально доказать сам факт зависимости непроизвольного запоминания от организации деятельности человека.
Основной методический принцип экспериментов П.И. Зинченко был в известном смысле противоположен требованиям, предъявляемым к методикам в когнитивной психологии. Во всех своих экспериментах П.И. Зинченко пытался не изолировать определенный материал от деятельности, а, напротив, включить этот материал в какую-либо деятельность, например, в познавательную или игровую. Важно лишь, чтобы эта деятельность не была мнемической, поскольку в мнемической деятельности экспериментатор сталкивается с произвольным запоминанием и соответствующими этой форме запоминания специальными мнемическими операциями по организации материала (смысловая группировка, выделение опорных пунктов в тексте, соотнесение запоминаемого материала либо с чем-нибудь ранее известным, либо соотнесение отдельных частей материала друг с другом). Включение того или иного материала в деятельность было первой чертой методического приема. Вторая черта методического приема заключалась в том, что один и тот же материал должен выступить в двух ипостасях: один раз — в качестве объекта, на который направлена деятельность субъекта, другой раз — в качестве фона, то есть объекта, который непосредственно не вклю чен в выполняемую субъектом познавательную или игровую деятельность.
|
|
Основной методический прием определил конкретную методику экспериментального исследования. Перед испытуемыми ставилась задача на классификацию различных предметов. Было проведено две серии экспериментов.
В I серии экспериментов — по методике «классификация предметов» — ученикам и взрослым испытуемым предлагалась познавательная задача: разложить карточки на группы по содержанию изображенных на них предметов. «Лишние», то есть не относящиеся ни к одной группе карточки нужно было отложить отдельно.
Согласно гипотезе в I серии должны были запоминаться изображенные на карточках предметы, а не стоящие в углу каждой карточки числа, поскольку именно предметы выступали в качестве объекта, на который направлена деятельность испытуемых.
Во II серии экспериментов — по методике «классификация карточек» — в качестве объекта, на который направлена деятельность испытуемых, предлагались цифры. Перед испытуемыми вновь ставилась познавательная (а не мнемическая) задача.
Результаты, полученные в обеих серия экспериментов, подтверждают выдвинутую П.И. Зинченко гипотезу о зависимости непроизвольного запоминания от организации целенаправленной деятельности. Так, например, в I серии школьники среднего возраста воспроизвели 13,4 предметов и 1,1 цифр (берутся среднеарифметические показатели запоминания для каждой группы испытуемых). Во второй серии испытуемые этой возрастной группы запомнили 10,3 числа и 1,3 предмета. Анализируя результаты, полученные в ходе целого цикла экспериментов, П.И. Зинченко приходит к следующему выводу: «... Деятельность с объектами является основной причиной непроизвольного запоминания их. Это положение подтверждается не только фактом высокой продуктивности запоминания карточек и чисел там, где они были предметом деятельности испытуемых, но и плохим их запоминанием там, где они были только фоновыми раздражителями. Последнее свидетельствует о том, что запоминание нельзя сводить к непосредственному запечатлению, то есть к результату одностороннего воздействия предметов на органы чувств вне деятельности человека, направленной на эти предметы».*
Итак, экспериментальные исследования, выполненные П.И. Зинченко, доказывают, что существует четкая зависимости запоминания от организации целенаправленной деятельности субъекта.
* Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961, с. 151.