Экономическое, социальное и духовно-культурное развитие современной России помимо новых благоприятных возможностей создает серьезные проблемы в сфере социализации молодежи, требующие глубокого анализа и активных действий как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне конкретных образовательных учреждений.
В этой связи актуализируется необходимость усиления воспитательной деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений, более активного участия в процессах, формирующих нравственное здоровье молодых людей, обучающихся в вузе. Требуются дополнительные усилия для поиска и реализации новых подходов к совершенствованию воспитательной составляющей образовательной деятельности российского университета, повышению её качества и эффективности.
При этом современное российское высшее образование, должно сохранить свои исторические ценностные установки, ориентироваться на формирование не только профессионально подготовленных людей, но и развитие нравственных личностей, способных самостоятельно принимать ответственные решения, обладающих чувством ответственности за судьбу своей семьи, государства и общества.
Основные направления развития Концепции воститания студентов НГТУ в современных условиях, как неотъемлемой составной части общей стратегии университета разработаны с учётом осмысления современных жизненных реалий, тенденций экономического и социокультурного развития России, ценностей правового демократического государства, расширяющегося информационного пространства, личностных особенностей современных студентов и проблем, существующих в молодежной среде. Они учитывают исторически сложившуюся национальную систему воспитания, достижения российской педагогической науки, а также на богатый опыт организации воспитательной работы в НГТУ им Р.Е.Алексеева.
|
|
1. Обновляемая "Концепция воспитания студентов НГТУ" базируется на современных подходах в теории и практике этой работы, которые включают:
1.1. Приоритетность четкого определения основных целевых и ценностных установок воспитательной деятельности в тесной связи с задачами реализации видения, миссии и основных общих стратегических целей вуза. В центре воспитательного процесса должна находиться личность студента, его жизнь, учебная и социальная деятельность на определенной ценностносмысловой основе, в фокусе которой - созидание, личное и общественное благо, профессиональная компетентность и творчество.
1.2. Акцент на реализацию принципа возрастосообразности воспитания студентов разных курсов обучения. Программа воспитательной деятельности со студентами разных курсов должна иметь свою содержательную специфику, свои особые формы и методы.
1.3. Фокус на постоянную актуализацию целей, содержания и технологий воспитания студентов.
Воспитательная работа в университете должна быть направлена на создание условий для формирования у студентов способности к продуктивному действию путем включения в решение значимых для них личных и социальных проблем совместно с разными социальными партнерами, на развитие потребности и способности проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность.
В содержание воспитания включаются такие важные источники научения как жизнь самих студентов (аудиторные занятия и свободное от учебы время), личность преподавателей, социокультурная жизнь общества в целом.
В содержании воспитательной работы должны в полной мере учитываться такие факторы как отсутствие у студентов опыта общественной деятельности, их низкая социальная активность, необходимость для многих совмещать учебу с работой и т.д.
1.4. Активация роли преподавателя как профессионального воспитателя. Он является помощником и наставником студенческого сообщества, способствующим освоению студентом знаний и опыта созидательной деятельности в личной и общественной жизни.
|
|
2. Важнейшим элементом в развитии воспитательного процесса в НГТУ являются создание целостной концепции воспитательной работы, разработка целевых воспитательных программ и проектов, направленных на формирование у студентов гражданской позиции, высоких нравственных качеств, стремление к здоровому образу жизни.
Программы и проекты воспитательной работы должны быть подчинены целям, задачам, принципам ее концепции и соответствовать стратегии университета и стратегии государственной молодежной политики в РФ. Они будут выстраиваться по следующим основным направлениям:
- патриотическое воспитание студенческой молодежи;
- нравственно-эстетическое воспитание студентов;
- развитие творческого и профессионального потенциала личности будущего специалиста в процессе учебной, научно-исследовательской работы студентов и дальнейшего сопровождения талантливой молодёжи;
- воспитательная работа в процессе адаптация студентов первого курса;
- социальная поддержка студенчества;
- воспитательная работа в процессе студенческого спорта и физкультурного движения;
- воспитательная работа в студенческом городке и спортивно-оздоровительном лагере университета;
- профилактика социально-негативных явлений в студенческой среде;
- формирование и развитие семейных ценностей и помощь студенческой семье;
- воспитательная работа с иностранными студентами;
- работа с абитуриентами;
- объединение студенческих сообществ головного вуза и филиалов.
3. Развития воспитательной деятельности в НГТУ им. Р.Е. Алексеева неразрывно связано с учебной и научно-исследовательской работой студентов, с их досугом, с системой самоуправления студентов.
Это предполагает:
3.1. Осуществление воспитательной деятельности в университете в соответствии с общими целями и задачами высшего профессионального образования, с формированием и развитием профессиональных и социальных компетенций будущих специалистов, соответствующих современным требованиям.
3.2. Комплексный подход к совершенствованию и развитию воспитательной работы со студентами в университете. Это потребует активизации, целенаправленности и скоординированности действий всех организаторов воспитательной работы в институтах, филиалах, на факультетах и кафедрах вуза. Необходимо будет создать систему межинститутских, межфилиальных, межфакультетских и межкафедральных связей для реализации воспитательной функции вуза.
3.3. Осуществление воспитательной функции вуза в единстве учебной, научно-исследовательской и внеучебной деятельности студентов.
3.4. Всемерную поддержку научно-технического творчества студентов, повышение авторитета и значимости студенческой науки. Научная школа должна рассматриваться как это одно из ведущих сообществ, в котором происходит социализация студента вуза.
3.5. Совершенствование механизмов, обеспечивающих становление и эффективное функционирование системы гражданского и патриотического воспитания студентов.
Это потребует привлечения к этой деятельности руководителей университета, его профессорско-преподавательского состава и студенческого актива, а также ветеранов и выпускников вуза. Необходимостью станет расширение спектра форм, методов и средств педагогического воздействия на студентов, необходимых для осуществления государственной политики в области патриотического и гражданского воспитания.
3.6. Дальнейшее развитие демократизации учебного, научно-исследовательского и воспитательного процессов, обеспечение соединения административного управления и студенческого самоуправления в единую систему управления вузом.
Это потребует утверждения и развития принципов вариативности, добровольности и права выбора студентами форм своего участия в решении значимых для них личных и общественных проблем.
Это предполагает активное вовлечение студентов в различные виды социально значимой деятельности в рамках студенческого самоуправления, их участие в организации и проведении тематических, культурно - досуговых и спортивных мероприятий.
Необходимым станет акцент на развитие сети разнообразных студенческих объединений - учебных, научных, общественных, творческих, клубных, на их взаимодействие с молодёжными организациями, имеющими позитивные программы, как на уровне университета, так и на уровнях институтов, филиалов и факультетов.
Это обусловит необходимость активного взаимодействия органов студенческого самоуправления университета с федеральными, региональными и городскими молодёжными объединениями и участия студентов вуза в социальных проектах, связанных с модернизацией экономики, политики и всей общественной жизни страны. В этой связи приоритетными задачами будут:
|
|
|
|
- организация системы совместной деятельности руководителей, преподавателей, общественных организаций и органов студенческого самоуправления по профилактике асоциального поведения и повышения дисциплины в студенческой среде.
- подготовка и проведение комплекса тематических мероприятий, акций, конкурсов направленных на формирование у студентов устойчивых правовых взглядов, навыков и привычек правового поведения, здорового образа жизни, на профилактику пьянства, табакокурения, наркомании.
- практическая реализация девизов: "НГТУ - вуз здорового образа жизни", "Высокая культура поведения - норма для каждого политехника".
3.7. Развитие системы адресных услуг правовой, медико-психологической и психолого-педагогической помощи студентам:
- систематическое проведение мероприятий (индивидуальная работа, тестирование, анкетирование, социологические опросы), по целенаправленному выявлению студентов, склонных к асоциальному поведению, различным нарушениям и обоснованию средств педагогического воздействия (целевые психологические и правовые консультации, тренинги).
- активно использование для этих целей возможности психологического центра ФКТ.
3.8. Внедрение в институтах, филиалах, на факультетах и на выпускающих кафедрах университета "корпоративной" атрибутики, создание своих печатных органов и сайтов в интернете.
3.9. Настойчиво формировать чувство сопричастности студентов к лучшим традициям вуза, института, филиала, факультета, кафедры, привлекать их участию в продвижении имиджа и к укреплению репутации университета. В воспитательной работе со студентами активно использовать профессиональные возможности, историю и традиции кафедр, филиалов, факультетов, институтов, университета, примеры жизни и деятельности известных учёных, педагогов, специалистов, ветеранов и выпускников университета, музей истории НГТУ и т.д.
3.10. Максимально полно использовать особые знаковые события и "информационные поводы" для развития воспитательного процесса в институтах, филиалах, на факультетах и кафедрах вуза.
17. Понятие воспитательное пространство вуза, методологические основы исследования развития воспитательного пространства высшего учебного заведения.Системный аспект реализации воспитательной деятельности в вузе.
выделя-
ют следующие концептуальные основы организа-
ции процесса воспитания в вузе:
– воспитание нового жизнеспособного поколе-
ния на основе гармонизации общественно-ориен-
тированного и индивидуалистического типов лич-
ности;
– ориентация на становление и развитие ключе-
вых и профессионально-личностных компетент-
ностей студентов;
– плюрализм и вариативность воспитательных
практик, увеличение степени свободы, личностно-
деятельностная и социокультурная направленность
воспитания;
– понимание сущности воспитания как созда-
ние условий для развития и саморазвития личнос-
ти студента, то есть конструирование соответству-
ющей среды, воспитательного пространства.
Остановимся на проблеме создания воспита-
тельного пространства, способствующего профес-
сиональному, духовному и физическому развитию
личности студента – будущего конкурентоспособ-
ного специалиста в области образования, обладаю-
щего сформированным мировоззрением, способ-
ностями к профессиональному, интеллектуальному
и социальному творчеству, владеющего ключевы-
ми компетентностями.
Понятие «воспитательное пространство» в пси-
хологии и педагогике имеет многоплановое смыс-
ловое наполнение. Известен ряд работ, в которых
исследуется его феномен.
Так, в словаре под редакцией Г.М. Коджаспиро-
вой воспитательное пространство определяется
как «педагогически целесообразно организованная
среда, окружающая отдельных воспитанников или
их определенные группы и сообщества и оказыва-
ющая позитивное влияние, осознанно или неосоз-
нанно воспринимаемое каждым из них» [2, с. 275].
В трактовке Л.И. Новиковой воспитательное
пространство – результат конструктивной деятель-
ности, достигаемой в целях повышения эффектив-
ности воспитания, причем деятельности не только
созидательной, но и интегрирующей [3]. По мне-
нию автора, воспитательное пространство можно
рассматривать как особую педагогическую реаль-
ность, адекватную составляющим воспитанности
человека.
Ю.С. Мануйлов рассматривает воспитательное
пространство как часть среды, в которой господ-
ствует определенный педагогически сформирован-
ный образ жизни [4, с. 36].
Согласно Д.В. Григорьеву, воспитательное про-
странство – динамическая сеть взаимосвязанных
педагогических событий, создаваемых усилиями
социальных субъектов различного уровня (коллек-
тивных и индивидуальных), выступающих интег-
рированным условием личностного развития чело-
века. Основным механизмом создания воспита-
тельного пространства становится «событие», в
котором совместная деятельность рассматривается
как технологический момент [5].
Основываясь на приведенных выше определе-
ниях и высказываниях различных авторов, под вос-
питательным пространством будем понимать спе-
циально организованную, структурированную сис-
тему педагогических факторов и условий станов-
ления личности.
Условиями эффективного проектирования и фун-
кционирования различных современных моделей
воспитательного пространства, по мнению Н.Л. Се-
ливановой, являются единая педагогическая кон-
цепция, наличие цели, гибкой структуры, диалого-
вый режим между различными его субъектами [6].
Разделяя данную точку зрения, мы предлагаем соб-
ственное видение модели воспитательного про-
странства педагогического вуза в контексте целей и
задач педагогического образования в России.
В основе конструирования авторской модели
лежат следующие принципы организации воспита-
тельного пространства:
– формирование единой концепции универси-
тетского комплекса с учетом вариативности приме-
нения методик воспитания каждого структурного
подразделения университета;
– ориентация при организации воспитательного
процесса на нравственные идеалы и ценности
гражданского общества;
– открытость воспитательной системы универ-
ситета – усиление роли партнерских связей в реа-
лизации воспитательной функции образования, со-
циальной активности, предполагающей включение
студентов в общественно-политическую жизнь ре-
гиона;
– гибкость системы воспитания студентов в
университете, возможность ее саморазвития;
– поддержка и развитие творческого потенциала
студентов;
— 27 —
– сбалансированное системное сочетание адми-
нистративного управления и самоуправления сту-
дентов, создание и развитие органов студенческого
самоуправления.
Таким образом, основными принципами созда-
ния предлагаемой нами модели воспитательного
пространства являются системность, комплек-
сность, преемственность и принцип деятельности.
Учитывая содержание понятия воспитательного
пространства, рассмотренное выше, авторы выде-
ляют следующие группы условий организации
воспитательного пространства:
– мотивационно-стимулирующие – создание ат-
мосферы позитивного отношения к научно-иссле-
довательской, общественно-педагогической, соци-
ально-трудовой, спортивно-оздоровительной, куль-
турно-досуговой деятельности; создание условий
для популяризации достижений в этих видах де-
ятельности среди студентов и преподавателей; со-
здание предпосылок для самореализации творчес-
ких способностей;
– кадровые – подбор, повышение квалификации
педагогических кадров для успешного руководства
воспитательной деятельностью, привлечение вы-
сококвалифицированного профессорско-препода-
вательского состава к ее осуществлению;
– материально-технические – создание необхо-
димой материально-технической базы для разви-
тия воспитательной деятельности;
– нормативно-правовые и методические – на-
личие документации, необходимой для реализации
основных направлений воспитательной деятель-
ности, инноваций в воспитании; обеспечение пра-
ва студентов на участие в различных видах данной
деятельности, осуществляемой структурными под-
разделениями вуза и студенческими научными и
общественными объединениями вуза;
– информационные – доступ студентов ко всем
информационным ресурсам университета, освяще-
ние основных направлений воспитательной де-
ятельности и достижений в них;
– организационные – обеспечение возможности
каждому студенту найти свое место в воспитатель-
ном пространстве для развития способностей, ста-
новления творческих и других профессионально и
личностно значимых качеств; создание условий
для обоснованного выбора студентами направле-
ний воспитательной деятельности, где бы наиболее
ярко могли проявляться их творческие способнос-
ти; организация PR-деятельности в студенческих
сообществах.
Основная цель создания воспитательного про-
странства, по мнению авторов, – обеспечение ус-
ловий для становления, развития и саморазвития
личности студента – будущего специалиста сферы
образования, обладающего гуманистическим ми-
ровоззренческим потенциалом, культурой и граж-
данской ответственностью, ориентированного на
профессиональное, интеллектуальное и социаль-
ное творчество, владеющего ключевыми компетен-
тностями.
Для достижения поставленной цели необходи-
мо последовательное решение следующих задач:
– сохранение, обогащение и обеспечение пре-
емственности культурно-исторических и научно-
педагогических традиций университета, формиро-
вание корпоративной культуры;
– становление и развитие ключевых компетент-
ностей у студентов (компетентность в сфере граж-
данско-общественной, социально-трудовой, куль-
турно-досуговой деятельности, в бытовой сфере,
коммуникативная, информационная, исследова-
тельская и др.);
– формирование профессионально-педагогичес-
кой компетентности;
– содействие работе студенческих обществен-
ных организаций (Союз студентов, студенческие
отряды, сообщества, движения, центры инициатив
и др.), установлению связей с российскими и меж-
дународными молодежными общественными орга-
низациями.
Исходя из целей и задач организации воспита-
тельного пространства в университете, а также с
учетом динамики развития личности в юношеском
возрасте было определено основное содержание
процесса воспитания. К числу основных его на-
правлений относятся духовно-нравственное, граж-
данское, патриотическое и правовое, профессио-
нально-трудовое, эстетическое, здоровый образ
жизни и физическое воспитание.
системным подходом к организации воспитания студенческой молодежи и формированию социокультурной среды вуза реализация воспитательной функции университета осуществляется в единстве учебной деятельности и внеучебной воспитательной работы в вузе.
В учебном процессе определение воспитательных и развивающих задач осуществляется в контексте целей, задач и содержания профессионального образования. Производится отбор содержания воспитывающего материала при опоре на основные образовательные программы и получаемые студентами дополнительные квалификации и специализации. С переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, в которых четко выражен воспитательный аспект профессионального образования, упор сделан на формирование профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся посредством реализации основных образовательных программ, использования различных аудиторных и внеаудиторных форм работы. Широкое использование в учебном процессе вуза получили такие активные формы воспитательной и развивающей деятельности, как деловые, ролевые, интеллектуальные игры, брейн-ринги, дискуссионные площадки, открытые трибуны, конкурсы, викторины, тренинги, олимпиады, презентации, круглые столы. Расширилась практика разработки и защиты актуальных социальных, творческих проектов студентов.
Воспитание через внеучебную воспитательную деятельность по изучаемым дисциплинам осуществляется преподавателями конкретных учебных дисциплин путем использования различных форм: тематических вечеров, конкурсов, просмотров и обсуждений соответствующих кино и видео фильмов, участия студентов в научно-исследовательских и предметных кружках, конференциях, научных чтениях, профессиональных клубах и студенческих объединениях, встречах с практическими работниками, мастер-классах и т.п. Наиболее активно внеучебные формы воспитательной работы по изучаемым дисциплинам используются преподавателями во время проведения Недель кафедр и факультетов.
Собственно внеучебная воспитательная работа в вузе осуществляется посредством деятельности всех структурных подразделений университета, ведется через творческий союз преподавателей и студентов, включая в себя как традиционные университетские мероприятия и встречи, так и мероприятия, посвященные знаменательным датам и событиям международного, российского, регионального и вузовского значения. Проводимые в университете мероприятия воспитательной направленности подразделяются на:
- массовые мероприятия (общеуниверситетские и факультетские мероприятия, вечера, концерты, тематические месячники, декады, Дни здоровья, Дни правовых знаний, фестивали, конкурсы, спортивные соревнования, игры, встречи, дискуссии, круглые столы, участие во всероссийских и региональных мероприятиях и акциях и т.д.);
- групповые мероприятия (коллективные творческие дела в студенческих академических группах, кураторские часы, заседания клубов, экскурсии, посещения предприятий, кооперативных организаций, учреждений культуры, спорта и т.д.);
- индивидуальные, личностно-ориентированные мероприятия (индивидуальные беседы, консультации, психологические тренинги, собеседования, встречи, персональная работа с одаренными студентами, со студентами «группы риска» и т.д.).
18. Современные социокультурные модели воспитания (традиционная,социально-адаптирующая,педоцентрическая,диалоговая).О пространстве воспитания (пространство, среда, поле воспитания).