Основные направления развития Концепции воспитания студентов НГТУ в современных условиях

Экономическое, социальное и духовно-культурное развитие современной России помимо новых благоприятных возможностей создает серьезные проблемы в сфере социализации молодежи, требующие глубокого анализа и активных действий как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне конкретных образовательных учреждений.
В этой связи актуализируется необходимость усиления воспитательной деятельности педагогических коллективов образовательных учреждений, более активного участия в процессах, формирующих нравственное здоровье молодых людей, обучающихся в вузе. Требуются дополнительные усилия для поиска и реализации новых подходов к совершенствованию воспитательной составляющей образовательной деятельности российского университета, повышению её качества и эффективности.
При этом современное российское высшее образование, должно сохранить свои исторические ценностные установки, ориентироваться на формирование не только профессионально подготовленных людей, но и развитие нравственных личностей, способных самостоятельно принимать ответственные решения, обладающих чувством ответственности за судьбу своей семьи, государства и общества.
Основные направления развития Концепции воститания студентов НГТУ в современных условиях, как неотъемлемой составной части общей стратегии университета разработаны с учётом осмысления современных жизненных реалий, тенденций экономического и социокультурного развития России, ценностей правового демократического государства, расширяющегося информационного пространства, личностных особенностей современных студентов и проблем, существующих в молодежной среде. Они учитывают исторически сложившуюся национальную систему воспитания, достижения российской педагогической науки, а также на богатый опыт организации воспитательной работы в НГТУ им Р.Е.Алексеева.

1. Обновляемая "Концепция воспитания студентов НГТУ" базируется на современных подходах в теории и практике этой работы, которые включают:
1.1. Приоритетность четкого определения основных целевых и ценностных установок воспитательной деятельности в тесной связи с задачами реализации видения, миссии и основных общих стратегических целей вуза. В центре воспитательного процесса должна находиться личность студента, его жизнь, учебная и социальная деятельность на определенной ценностносмысловой основе, в фокусе которой - созидание, личное и общественное благо, профессиональная компетентность и творчество.
1.2. Акцент на реализацию принципа возрастосообразности воспитания студентов разных курсов обучения. Программа воспитательной деятельности со студентами разных курсов должна иметь свою содержательную специфику, свои особые формы и методы.
1.3. Фокус на постоянную актуализацию целей, содержания и технологий воспитания студентов.
Воспитательная работа в университете должна быть направлена на создание условий для формирования у студентов способности к продуктивному действию путем включения в решение значимых для них личных и социальных проблем совместно с разными социальными партнерами, на развитие потребности и способности проявлять инициативу, самостоятельность и ответственность.
В содержание воспитания включаются такие важные источники научения как жизнь самих студентов (аудиторные занятия и свободное от учебы время), личность преподавателей, социокультурная жизнь общества в целом.
В содержании воспитательной работы должны в полной мере учитываться такие факторы как отсутствие у студентов опыта общественной деятельности, их низкая социальная активность, необходимость для многих совмещать учебу с работой и т.д.
1.4. Активация роли преподавателя как профессионального воспитателя. Он является помощником и наставником студенческого сообщества, способствующим освоению студентом знаний и опыта созидательной деятельности в личной и общественной жизни.

2. Важнейшим элементом в развитии воспитательного процесса в НГТУ являются создание целостной концепции воспитательной работы, разработка целевых воспитательных программ и проектов, направленных на формирование у студентов гражданской позиции, высоких нравственных качеств, стремление к здоровому образу жизни.
Программы и проекты воспитательной работы должны быть подчинены целям, задачам, принципам ее концепции и соответствовать стратегии университета и стратегии государственной молодежной политики в РФ. Они будут выстраиваться по следующим основным направлениям:

  • патриотическое воспитание студенческой молодежи;
  • нравственно-эстетическое воспитание студентов;
  • развитие творческого и профессионального потенциала личности будущего специалиста в процессе учебной, научно-исследовательской работы студентов и дальнейшего сопровождения талантливой молодёжи;
  • воспитательная работа в процессе адаптация студентов первого курса;
  • социальная поддержка студенчества;
  • воспитательная работа в процессе студенческого спорта и физкультурного движения;
  • воспитательная работа в студенческом городке и спортивно-оздоровительном лагере университета;
  • профилактика социально-негативных явлений в студенческой среде;
  • формирование и развитие семейных ценностей и помощь студенческой семье;
  • воспитательная работа с иностранными студентами;
  • работа с абитуриентами;
  • объединение студенческих сообществ головного вуза и филиалов.

3. Развития воспитательной деятельности в НГТУ им. Р.Е. Алексеева неразрывно связано с учебной и научно-исследовательской работой студентов, с их досугом, с системой самоуправления студентов.
Это предполагает:
3.1. Осуществление воспитательной деятельности в университете в соответствии с общими целями и задачами высшего профессионального образования, с формированием и развитием профессиональных и социальных компетенций будущих специалистов, соответствующих современным требованиям.
3.2. Комплексный подход к совершенствованию и развитию воспитательной работы со студентами в университете. Это потребует активизации, целенаправленности и скоординированности действий всех организаторов воспитательной работы в институтах, филиалах, на факультетах и кафедрах вуза. Необходимо будет создать систему межинститутских, межфилиальных, межфакультетских и межкафедральных связей для реализации воспитательной функции вуза.
3.3. Осуществление воспитательной функции вуза в единстве учебной, научно-исследовательской и внеучебной деятельности студентов.
3.4. Всемерную поддержку научно-технического творчества студентов, повышение авторитета и значимости студенческой науки. Научная школа должна рассматриваться как это одно из ведущих сообществ, в котором происходит социализация студента вуза.
3.5. Совершенствование механизмов, обеспечивающих становление и эффективное функционирование системы гражданского и патриотического воспитания студентов.
Это потребует привлечения к этой деятельности руководителей университета, его профессорско-преподавательского состава и студенческого актива, а также ветеранов и выпускников вуза. Необходимостью станет расширение спектра форм, методов и средств педагогического воздействия на студентов, необходимых для осуществления государственной политики в области патриотического и гражданского воспитания.
3.6. Дальнейшее развитие демократизации учебного, научно-исследовательского и воспитательного процессов, обеспечение соединения административного управления и студенческого самоуправления в единую систему управления вузом.
Это потребует утверждения и развития принципов вариативности, добровольности и права выбора студентами форм своего участия в решении значимых для них личных и общественных проблем.
Это предполагает активное вовлечение студентов в различные виды социально значимой деятельности в рамках студенческого самоуправления, их участие в организации и проведении тематических, культурно - досуговых и спортивных мероприятий.
Необходимым станет акцент на развитие сети разнообразных студенческих объединений - учебных, научных, общественных, творческих, клубных, на их взаимодействие с молодёжными организациями, имеющими позитивные программы, как на уровне университета, так и на уровнях институтов, филиалов и факультетов.
Это обусловит необходимость активного взаимодействия органов студенческого самоуправления университета с федеральными, региональными и городскими молодёжными объединениями и участия студентов вуза в социальных проектах, связанных с модернизацией экономики, политики и всей общественной жизни страны. В этой связи приоритетными задачами будут:

  • организация системы совместной деятельности руководителей, преподавателей, общественных организаций и органов студенческого самоуправления по профилактике асоциального поведения и повышения дисциплины в студенческой среде.
  • подготовка и проведение комплекса тематических мероприятий, акций, конкурсов направленных на формирование у студентов устойчивых правовых взглядов, навыков и привычек правового поведения, здорового образа жизни, на профилактику пьянства, табакокурения, наркомании.
  • практическая реализация девизов: "НГТУ - вуз здорового образа жизни", "Высокая культура поведения - норма для каждого политехника".

3.7. Развитие системы адресных услуг правовой, медико-психологической и психолого-педагогической помощи студентам:

  • систематическое проведение мероприятий (индивидуальная работа, тестирование, анкетирование, социологические опросы), по целенаправленному выявлению студентов, склонных к асоциальному поведению, различным нарушениям и обоснованию средств педагогического воздействия (целевые психологические и правовые консультации, тренинги).
  • активно использование для этих целей возможности психологического центра ФКТ.

3.8. Внедрение в институтах, филиалах, на факультетах и на выпускающих кафедрах университета "корпоративной" атрибутики, создание своих печатных органов и сайтов в интернете.
3.9. Настойчиво формировать чувство сопричастности студентов к лучшим традициям вуза, института, филиала, факультета, кафедры, привлекать их участию в продвижении имиджа и к укреплению репутации университета. В воспитательной работе со студентами активно использовать профессиональные возможности, историю и традиции кафедр, филиалов, факультетов, институтов, университета, примеры жизни и деятельности известных учёных, педагогов, специалистов, ветеранов и выпускников университета, музей истории НГТУ и т.д.
3.10. Максимально полно использовать особые знаковые события и "информационные поводы" для развития воспитательного процесса в институтах, филиалах, на факультетах и кафедрах вуза.

17. Понятие воспитательное пространство вуза, методологические основы исследования развития воспитательного пространства высшего учебного заведения.Системный аспект реализации воспитательной деятельности в вузе.

выделя-

ют следующие концептуальные основы организа-

ции процесса воспитания в вузе:

– воспитание нового жизнеспособного поколе-

ния на основе гармонизации общественно-ориен-

тированного и индивидуалистического типов лич-

ности;

– ориентация на становление и развитие ключе-

вых и профессионально-личностных компетент-

ностей студентов;

– плюрализм и вариативность воспитательных

практик, увеличение степени свободы, личностно-

деятельностная и социокультурная направленность

воспитания;

– понимание сущности воспитания как созда-

ние условий для развития и саморазвития личнос-

ти студента, то есть конструирование соответству-

ющей среды, воспитательного пространства.

Остановимся на проблеме создания воспита-

тельного пространства, способствующего профес-

сиональному, духовному и физическому развитию

личности студента – будущего конкурентоспособ-

ного специалиста в области образования, обладаю-

щего сформированным мировоззрением, способ-

ностями к профессиональному, интеллектуальному

и социальному творчеству, владеющего ключевы-

ми компетентностями.

Понятие «воспитательное пространство» в пси-

хологии и педагогике имеет многоплановое смыс-

ловое наполнение. Известен ряд работ, в которых

исследуется его феномен.

Так, в словаре под редакцией Г.М. Коджаспиро-

вой воспитательное пространство определяется

как «педагогически целесообразно организованная

среда, окружающая отдельных воспитанников или

их определенные группы и сообщества и оказыва-

ющая позитивное влияние, осознанно или неосоз-

нанно воспринимаемое каждым из них» [2, с. 275].

В трактовке Л.И. Новиковой воспитательное

пространство – результат конструктивной деятель-

ности, достигаемой в целях повышения эффектив-

ности воспитания, причем деятельности не только

созидательной, но и интегрирующей [3]. По мне-

нию автора, воспитательное пространство можно

рассматривать как особую педагогическую реаль-

ность, адекватную составляющим воспитанности

человека.

Ю.С. Мануйлов рассматривает воспитательное

пространство как часть среды, в которой господ-

ствует определенный педагогически сформирован-

ный образ жизни [4, с. 36].

Согласно Д.В. Григорьеву, воспитательное про-

странство – динамическая сеть взаимосвязанных

педагогических событий, создаваемых усилиями

социальных субъектов различного уровня (коллек-

тивных и индивидуальных), выступающих интег-

рированным условием личностного развития чело-

века. Основным механизмом создания воспита-

тельного пространства становится «событие», в

котором совместная деятельность рассматривается

как технологический момент [5].

Основываясь на приведенных выше определе-

ниях и высказываниях различных авторов, под вос-

питательным пространством будем понимать спе-

циально организованную, структурированную сис-

тему педагогических факторов и условий станов-

ления личности.

Условиями эффективного проектирования и фун-

кционирования различных современных моделей

воспитательного пространства, по мнению Н.Л. Се-

ливановой, являются единая педагогическая кон-

цепция, наличие цели, гибкой структуры, диалого-

вый режим между различными его субъектами [6].

Разделяя данную точку зрения, мы предлагаем соб-

ственное видение модели воспитательного про-

странства педагогического вуза в контексте целей и

задач педагогического образования в России.

В основе конструирования авторской модели

лежат следующие принципы организации воспита-

тельного пространства:

– формирование единой концепции универси-

тетского комплекса с учетом вариативности приме-

нения методик воспитания каждого структурного

подразделения университета;

– ориентация при организации воспитательного

процесса на нравственные идеалы и ценности

гражданского общества;

– открытость воспитательной системы универ-

ситета – усиление роли партнерских связей в реа-

лизации воспитательной функции образования, со-

циальной активности, предполагающей включение

студентов в общественно-политическую жизнь ре-

гиона;

– гибкость системы воспитания студентов в

университете, возможность ее саморазвития;

– поддержка и развитие творческого потенциала

студентов;

— 27 —

– сбалансированное системное сочетание адми-

нистративного управления и самоуправления сту-

дентов, создание и развитие органов студенческого

самоуправления.

Таким образом, основными принципами созда-

ния предлагаемой нами модели воспитательного

пространства являются системность, комплек-

сность, преемственность и принцип деятельности.

Учитывая содержание понятия воспитательного

пространства, рассмотренное выше, авторы выде-

ляют следующие группы условий организации

воспитательного пространства:

– мотивационно-стимулирующие – создание ат-

мосферы позитивного отношения к научно-иссле-

довательской, общественно-педагогической, соци-

ально-трудовой, спортивно-оздоровительной, куль-

турно-досуговой деятельности; создание условий

для популяризации достижений в этих видах де-

ятельности среди студентов и преподавателей; со-

здание предпосылок для самореализации творчес-

ких способностей;

– кадровые – подбор, повышение квалификации

педагогических кадров для успешного руководства

воспитательной деятельностью, привлечение вы-

сококвалифицированного профессорско-препода-

вательского состава к ее осуществлению;

– материально-технические – создание необхо-

димой материально-технической базы для разви-

тия воспитательной деятельности;

– нормативно-правовые и методические – на-

личие документации, необходимой для реализации

основных направлений воспитательной деятель-

ности, инноваций в воспитании; обеспечение пра-

ва студентов на участие в различных видах данной

деятельности, осуществляемой структурными под-

разделениями вуза и студенческими научными и

общественными объединениями вуза;

– информационные – доступ студентов ко всем

информационным ресурсам университета, освяще-

ние основных направлений воспитательной де-

ятельности и достижений в них;

– организационные – обеспечение возможности

каждому студенту найти свое место в воспитатель-

ном пространстве для развития способностей, ста-

новления творческих и других профессионально и

личностно значимых качеств; создание условий

для обоснованного выбора студентами направле-

ний воспитательной деятельности, где бы наиболее

ярко могли проявляться их творческие способнос-

ти; организация PR-деятельности в студенческих

сообществах.

Основная цель создания воспитательного про-

странства, по мнению авторов, – обеспечение ус-

ловий для становления, развития и саморазвития

личности студента – будущего специалиста сферы

образования, обладающего гуманистическим ми-

ровоззренческим потенциалом, культурой и граж-

данской ответственностью, ориентированного на

профессиональное, интеллектуальное и социаль-

ное творчество, владеющего ключевыми компетен-

тностями.

Для достижения поставленной цели необходи-

мо последовательное решение следующих задач:

– сохранение, обогащение и обеспечение пре-

емственности культурно-исторических и научно-

педагогических традиций университета, формиро-

вание корпоративной культуры;

– становление и развитие ключевых компетент-

ностей у студентов (компетентность в сфере граж-

данско-общественной, социально-трудовой, куль-

турно-досуговой деятельности, в бытовой сфере,

коммуникативная, информационная, исследова-

тельская и др.);

– формирование профессионально-педагогичес-

кой компетентности;

– содействие работе студенческих обществен-

ных организаций (Союз студентов, студенческие

отряды, сообщества, движения, центры инициатив

и др.), установлению связей с российскими и меж-

дународными молодежными общественными орга-

низациями.

Исходя из целей и задач организации воспита-

тельного пространства в университете, а также с

учетом динамики развития личности в юношеском

возрасте было определено основное содержание

процесса воспитания. К числу основных его на-

правлений относятся духовно-нравственное, граж-

данское, патриотическое и правовое, профессио-

нально-трудовое, эстетическое, здоровый образ

жизни и физическое воспитание.

системным подходом к организации воспитания студенческой молодежи и формированию социокультурной среды вуза реализация воспитательной функции университета осуществляется в единстве учебной деятельности и внеучебной воспитательной работы в вузе.

В учебном процессе определение воспитательных и развивающих задач осуществляется в контексте целей, задач и содержания профессионального образования. Производится отбор содержания воспитывающего материала при опоре на основные образовательные программы и получаемые студентами дополнительные квалификации и специализации. С переходом на новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, в которых четко выражен воспитательный аспект профессионального образования, упор сделан на формирование профессиональных и общекультурных компетенций обучающихся посредством реализации основных образовательных программ, использования различных аудиторных и внеаудиторных форм работы. Широкое использование в учебном процессе вуза получили такие активные формы воспитательной и развивающей деятельности, как деловые, ролевые, интеллектуальные игры, брейн-ринги, дискуссионные площадки, открытые трибуны, конкурсы, викторины, тренинги, олимпиады, презентации, круглые столы. Расширилась практика разработки и защиты актуальных социальных, творческих проектов студентов.

Воспитание через внеучебную воспитательную деятельность по изучаемым дисциплинам осуществляется преподавателями конкретных учебных дисциплин путем использования различных форм: тематических вечеров, конкурсов, просмотров и обсуждений соответствующих кино и видео фильмов, участия студентов в научно-исследовательских и предметных кружках, конференциях, научных чтениях, профессиональных клубах и студенческих объединениях, встречах с практическими работниками, мастер-классах и т.п. Наиболее активно внеучебные формы воспитательной работы по изучаемым дисциплинам используются преподавателями во время проведения Недель кафедр и факультетов.

Собственно внеучебная воспитательная работа в вузе осуществляется посредством деятельности всех структурных подразделений университета, ведется через творческий союз преподавателей и студентов, включая в себя как традиционные университетские мероприятия и встречи, так и мероприятия, посвященные знаменательным датам и событиям международного, российского, регионального и вузовского значения. Проводимые в университете мероприятия воспитательной направленности подразделяются на:

  • массовые мероприятия (общеуниверситетские и факультетские мероприятия, вечера, концерты, тематические месячники, декады, Дни здоровья, Дни правовых знаний, фестивали, конкурсы, спортивные соревнования, игры, встречи, дискуссии, круглые столы, участие во всероссийских и региональных мероприятиях и акциях и т.д.);
  • групповые мероприятия (коллективные творческие дела в студенческих академических группах, кураторские часы, заседания клубов, экскурсии, посещения предприятий, кооперативных организаций, учреждений культуры, спорта и т.д.);
  • индивидуальные, личностно-ориентированные мероприятия (индивидуальные беседы, консультации, психологические тренинги, собеседования, встречи, персональная работа с одаренными студентами, со студентами «группы риска» и т.д.).

18. Современные социокультурные модели воспитания (традиционная,социально-адаптирующая,педоцентрическая,диалоговая).О пространстве воспитания (пространство, среда, поле воспитания).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: