– матричные стереофонические системы – принцип работы таких систем заключается в следующем (см. рис. 2): из множества сигналов, записанных на первичном конце, формируется на выходе микшерного пульта определенное количество каналов N2, которые кодируются по определенному закону с помощью специального кодера (ПКУ) в два канала, передаются по двум каналам и затем декодируются на приемном конце по определенному алгоритму с помощью декодера (ДКУ) в определенное количество каналов, например, в шесть (система 5. 1) или восемь (7. 1) и т.д. Ведущая роль в разработке таких систем принадлежит лаборатории Долби (США). В России также были разработаны звуковые системы такого типа: «Суперфон-35» и «АВС-стерео». Среди наиболее используемых матричных стереофонических систем можно выделить следующие.
|
|
истема Dolby-Surround. В ней используется матричный кодер, который по определенному алгоритму кодирует аналоговый четырехканальный звук в два канала передачи. Кодированный программный материал полностью совместим с обычными стерео- и моносистемами звукопередачи и звуковоспроизведения.
Система Dolby Pro-Logic. Это следующий этап усовершенствования пространственных систем. В ней используется более усовершенствованная модель активного адаптивного декодера двумя усилителями, в котором обеспечивается формирование реального сигнала для центрального канала, перераспределение мощности выходных сигналов с целью точной передачи доминирующего направления и т.д. Все эти системы работают с аналоговыми сигналами.
Система Dolby-Digital. Это цифровая система, использующая технологию АС-3 для сжатия цифрового потока. Система позволяет в едином цифровом потоке передавать информацию для шести каналов воспроизведения: левого (L), правого (R), центрального (C), двух тыловых (стерео LS, RS) и одного низкочастотного (LFE). Стандартизованный вариант расстановки громкоговорителей показан на рис. 3. Система осуществляет передачу сигналов с диапазоном частот 20-20000 Гц (для низкочастотного блока 20-120 Гц), с частотой дискретизации 48 кГц и разрядностью 18 бит, с использованием новых алгоритмов перцептуального кодирования для сжатия сигналов (без потери качества) и более эффективного шумоподавления.
|
|
Данный формат достаточно универсален и используется в телевидении, кино, радиовещании, домашних аудио-видео комплексах и системах мультимедиа.
В последние годы для профессионального применения была разработана расширенная система Dolby Digital EX, где предусмотрена раздельная передача информации для семи каналов (трех фронтальных и трех тыловых). Кроме этого, продолжают развиваться и другие форматы передачи пространственного звука для профессиональных и бытовых систем – DTS, SDDS и др.
Дальнейшее развитие этих систем упирается в проблему наращивания числа каналов для более точной передачи пространственной информации (в идеале число таких каналов должно быть бесконечно велико, поскольку отраженные сигналы, формирующие у слушателя ощущение пространственного звука, приходят из различных направлений пространства). Исследования Блауерта показали, что число таких каналов может не превышать 15, т.к. дальнейшее их увеличение не приводит к существенному улучшению пространственного восприятия.